Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть пор возможности краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.
Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к.дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках.
После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.
Методика 1 Интеллектуальная сфера. Мышление
Практически – действенное мышление
Цель: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-действенного мышления
Оборудование: тестовый бланк, фломастер, секундомер.
Инструкция: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу «стоп», нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).
Процедура: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Она продолжает 30 секунд до команды «стоп»!
Обработка: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:
п – п I,
где п – число точек за 30 секунд
I - 1
II – 0,99 – 0,76
III – 0,75 – 0,51
IV – 0,50 – 0,26
V – 0,25 – 0
Протокол обследования
Фамилия, имя Уровень выполнения
Возраст задания……………
Детское учреждение
Группа
Дата
Тестовый бланк к методике 1
Методика 2
Соотношение развития мышления и речи
Цель: выявление особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.
Оборудование: 5 сюжетно-связанных картинок.
Инструкция и процедура: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2, 3, 1, 5, 6, 4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: «Положи картинки по порядку». Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.
Уровни понимания причинно-следственных связей и отношений
I уровень – разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий
II уровень – сделал одну поправку
III уровень- сделал 2 поправки
IV уровень – сделал одну ошибку
V уровень – разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.
Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической последовательности: «Художник нарисовал историю про …, а ты расскажи ее (что здесь происходит?)»
В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.
Уровни развития устной связной речи ребенка
I уровень – полное связное описание событий в рассказе
II уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе
III уровень – недостаточное полное, но связное описание в рассказе или неправильные ответы на вопросы экспериментатора
Педагогические заметки:
Теория профориентации
Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сам профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют ...
Организация творческой деятельности учащихся как психолого-педагогическая проблема
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. К сожалению, данные диагностирования р ...
Историческое начало педагогической технологии
Когда педагог строит воздействие на ученика, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется пе ...