Методы диагностики готовности к школьному обучению

Страница 3

Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть пор возможности краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка.

Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к.дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках.

После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.

Методика 1 Интеллектуальная сфера. Мышление

Практически – действенное мышление

Цель: оценка зрительно-моторной координации, уровня практически-действенного мышления

Оборудование: тестовый бланк, фломастер, секундомер.

Инструкция: Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружки – это кочки в болоте, помоги зайцу пробежать по этим кочкам, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посредине кружков (экспериментатор показывает на своем месте, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту за полминуты. Когда я скажу «стоп», нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай).

Процедура: Работа может быть организована как индивидуально, так и в группе из 3-4 человек. Она продолжает 30 секунд до команды «стоп»!

Обработка: Учитывается общее количество точек, поставленных за 30 секунд и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружков, точки, попавшие на окружность. Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания:

п – п I,

где п – число точек за 30 секунд

I - 1

II – 0,99 – 0,76

III – 0,75 – 0,51

IV – 0,50 – 0,26

V – 0,25 – 0

Протокол обследования

Фамилия, имя Уровень выполнения

Возраст задания……………

Детское учреждение

Группа

Дата

Тестовый бланк к методике 1

Методика 2

Соотношение развития мышления и речи

Цель: выявление особенностей установления причинно-следственных связей между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а также соотношения уровня развития мышления и речи.

Оборудование: 5 сюжетно-связанных картинок.

Инструкция и процедура: перед ребенком выкладываются картинки в порядке, когда последовательность сюжетной линии нарушена: 2, 3, 1, 5, 6, 4. Предлагается разложить картинки в соответствии с логикой развития сюжетной линии: «Положи картинки по порядку». Испытуемый выполняет задание, экспериментатор фиксирует особенности его деятельности, в соответствии с которыми ребенок может быть отнесен к одному из 5 уровней.

Уровни понимания причинно-следственных связей и отношений

I уровень – разложил без ошибок, без дополнительных и поправочных действий

II уровень – сделал одну поправку

III уровень- сделал 2 поправки

IV уровень – сделал одну ошибку

V уровень – разложил картинки без установления логической последовательности или отказался выполнить задание.

Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической последовательности: «Художник нарисовал историю про …, а ты расскажи ее (что здесь происходит?)»

В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка.

Уровни развития устной связной речи ребенка

I уровень – полное связное описание событий в рассказе

II уровень - недостаточно полное, но связное описание в рассказе

III уровень – недостаточное полное, но связное описание в рассказе или неправильные ответы на вопросы экспериментатора

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Понятие выносливости. Факторы проявления выносливости
упражнение физический выносливость воспитание Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Выносливость – это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени. Мерилом выносливости является время, в ...

Основные категории педагогики
Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и ...

Внедрение новых образовательных технологий, как элемент повышения качества образования
Решение стратегической задачи совершенствования технологий повышения качества образования обеспечивается путем реализации программных мероприятий по следующим направлениям: 1) реализация ПНПО как механизма системных изменений и инновационных преобразований в регионе. Реализацию настоящих мероприяти ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru