Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Приоритетные направления развития педагогической науки в современных условиях

Страница 1

Школа — социальный институт, общественно-госу­дарственная система (см. Закон РФ "Об образовании" 1992), призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства. Школа — это колыбель народа. Социальный заказ, данный народному образова­нию, однозначен: воспитать творческую, инициативную, самостоятельную личность, активно участвующую во всех общественных и государственных делах.

Сегодня школа оказалась в весьма проблематичной ситуации. Если исходить из постулата, что учитель должен "передать" детям знания, нормы культуры, т.е. пользо­ваться "мероприятийной" педагогикой воспитания, то это является проявлением махрового авторитаризма. Но бес­смыслен и другой лозунг — "дети сами по себе". Дети, оставшись без направляющей деятельности педагогов, ли­бо будут по инерции воспроизводить догмы, выработан­ные авторитарной педагогикой, либо у них возникнут раз­ного рода формы протеста, равнодушия к учению. Такова педагогическая интерпретация ситуации. Нужны новые ориентиры, чтобы школа шла не методом "проб и оши­бок", нужны рекомендации, выработанные на научной основе, помогающие учиться демократии уже в школе, нужна новая дидактическая система.

Демократизация общества детерминирует демократи­зацию школы. Демократизация школы — это цель, сред­ство и гарантия необратимости обновления, преобразова­ния школы, которая должна затронуть все стороны школьной жизни. Демократизация — это поворот к чело­веку, имя которому школьник. Демократизация — это преодоление формализма, бюрократизма в педагогическом процессе.

Это гуманистическая идея кооперированной деятель­ности детей и взрослых на основе взаимопонимания, про­никновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности, в своей су­ти направленной на развитие личности.

Гуманизация демократической системы означает, что целью учебно-воспитательного процесса становится все более полное удовлетворение познавательных и ду­ховных потребностей учащихся, что гуманизируются ха­рактер и содержание учебного труда школьников, — расширяются возможности участия всех школьников совместно с учителями в управлении всеми делами школы. Благодаря этому вся жизнедеятельность шко­лы, все содержание деятельности учителей и учащихся ставится на службу ученику. Создаются все более бла­гоприятные условия для гармонического развития лич­ности. Ученик выступает как субъект различных, внут­ренне взаимосвязанных, видов деятельности и, прежде всего учебной, игровой, общественно полезной, трудо­вой. Практика работы учителей-новаторов и результаты научных поисков ученых-дидактов показывают, что это способствует развитию у школьников желания и уме­ния учиться, формированию у них способностей и от­ветственности в овладении знаниями, выполнении об­щественно значимых поручений в школе и вне ее. В школьном коллективе укрепляются доверительные от­ношения между учителями и учащимися. Повышается требовательность каждого к своим обязанностям, не­терпимость к недостаткам: у учителей — это порождает радость и гордость результатами своего труда, стремле­ние сделать его еще более плодотворным; у учащихся — укрепляет чувство самостоятельности, уверенности в своих возможностях для решения проблем, высту­пающих в процессе обучения в любой учебной и жиз­ненной ситуации. И это благодаря тому, что в качестве приоритетов в нынешней школе выступают не про­граммы, не учебные предметы, которые надо пройти, не правила, формулы, даты, события, которые надо запом­нить, а ребенок, ученик, его интеллектуальное, духов­ное и физическое развитие. Эти приоритеты и должны конкретно проявляться в интересе учащихся к знаниям, в их социальной активности, в диагностике их способ­ностей, в создании условий для свободного выбора профессии, в защите прав ребенка. В этом и суть личностно-ориентированного обучения.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Влияние музыки на развитие личности ребенка. "Музыканты" до рождения
В последнее время всё реже и реже родители задумываются о музыкальном образовании своих детей. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком - учи языки, юристом - историю. Жизнь заставляет родител ...

Нормативно-правовая основа реализации ПНП на территории муниципального образования г. Южно- Сахалинска
школьное образование муниципальный Национальный проект «Образование» В целях реализации проекта на территории области утвержден региональный сетевой план-график основных мероприятий на 2012 год. По направлению «Модернизация системы дошкольного образования» реализуется долгосрочная целевая программа ...

Описания технологии опыта
Ведущей идеей моего педагогического опыта является развитие творческой, поисковой, исследовательской деятельности учащихся. Использую проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся к восприятию проблемного материала, общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обуч ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru