V. Психолого-педагогические рекомендации
I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке
1. Фамилия, имя, отчество ребенка
2. Место рождения, адрес
3. Пол: М – 3.0 Ж – 3.1 (обвести кружком)
4. Возраст: 5-6 лет – 4.0 6-7лет – 4.1 (обвести кружком)
5. Детский сад: не посещает – 5.0 посещает массовый – 5.1
посещает специальный – 5.2
6. Состав семьи: семья полная -6.0 Мать разведена – 6.1
Одинокая мать – 6.2
Мать и отчим – 6.3
Отец и мачеха – 6.4
Другие родственники – 6.5
7. Количество детей: один – 7.0 Двое – 7.1
Трое -7.2
Четверо-7.3
Более четверых – 7.4
8. Отец: не работает – 8.0 Работает – 8.1
9. Мать: не работает – 9.0 Работает – 9.1
10. Экономическое положение семьи:
Неблагоустроенность -10.0
Средние, удовлетворительные условия – 10.1
Достаток и благоустроенность – 10.2
Изобилие, прекрасные условия – 10.3
11. Здоровье родителей (отца, матери):
Отягощенность отца или матери:
Оба здоровы – 11.0 Сифилисом – 11.5
Психозами – 11.1 Эндокринными или сердечно-
Алкоголизмом – 11.2 сосудистыми болезнями – 11.6
Припадками – 11.4 Прочими заболеваниями – 11.7
Олигофренией – 11.4
12. Здоровье ребенка:
Практически здоров – 12.0
Нарушения в физическом развитии (рост, вес) – 12.1
Нарушения в движениях (склонность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения)-12.2
Выраженная утомляемость – 12.3
Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:
1) название методики
2) автор методики или ее модификации
3) назначение методики
4) оборудование для исследования по методике
5) инструкция для обследуемого
6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения
7) обработка результатов обследования
8) шкальные оценки результатов
9) возрастные нормы
10) интерпретация результатов.
По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости:
1 уровень – очень высокий
2 уровень – высокий
3 уровень – средний (норма)
4 уровень – низкий
5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности)
В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.
1) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
2) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
3) Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.
Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда. Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования.
Педагогические заметки:
Роль решения задач в процессе обучения физике
В последнее время наблюдается тенденция усиления внимания к решению задач при обучении физике, и им отводится значительная часть курса. Решение задач выступает и как цель, и как метод обучения. Метод решения задач с успехом используется учителями при изложении нового учебного материала и его закреп ...
Приемы и методы обучения детей дошкольного возраста
Методы, используемые при обучении детей движениям, собираются в соответствии с определяющими их источниками. К ним относятся объекты окружающей действительности, слово и практическая деятельность. Раскрытие закономерностей успешного обучения является основной проблемой советской дидактики. Советска ...
Методы активизации мыслительной деятельности учащихся старших
классов на уроках математики
Активизация мышления старших школьников на занятиях математики достигается путём отбора соответствующего содержания, методов и приёмов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у учащихся интерес к занятию, создать у них состояние увлечённости, умственного напряжения, направ ...