Методы диагностики готовности к школьному обучению

Страница 2

V. Психолого-педагогические рекомендации

I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке

1. Фамилия, имя, отчество ребенка

2. Место рождения, адрес

3. Пол: М – 3.0 Ж – 3.1 (обвести кружком)

4. Возраст: 5-6 лет – 4.0 6-7лет – 4.1 (обвести кружком)

5. Детский сад: не посещает – 5.0 посещает массовый – 5.1

посещает специальный – 5.2

6. Состав семьи: семья полная -6.0 Мать разведена – 6.1

Одинокая мать – 6.2

Мать и отчим – 6.3

Отец и мачеха – 6.4

Другие родственники – 6.5

7. Количество детей: один – 7.0 Двое – 7.1

Трое -7.2

Четверо-7.3

Более четверых – 7.4

8. Отец: не работает – 8.0 Работает – 8.1

9. Мать: не работает – 9.0 Работает – 9.1

10. Экономическое положение семьи:

Неблагоустроенность -10.0

Средние, удовлетворительные условия – 10.1

Достаток и благоустроенность – 10.2

Изобилие, прекрасные условия – 10.3

11. Здоровье родителей (отца, матери):

Отягощенность отца или матери:

Оба здоровы – 11.0 Сифилисом – 11.5

Психозами – 11.1 Эндокринными или сердечно-

Алкоголизмом – 11.2 сосудистыми болезнями – 11.6

Припадками – 11.4 Прочими заболеваниями – 11.7

Олигофренией – 11.4

12. Здоровье ребенка:

Практически здоров – 12.0

Нарушения в физическом развитии (рост, вес) – 12.1

Нарушения в движениях (склонность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения)-12.2

Выраженная утомляемость – 12.3

Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.

Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:

1) название методики

2) автор методики или ее модификации

3) назначение методики

4) оборудование для исследования по методике

5) инструкция для обследуемого

6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения

7) обработка результатов обследования

8) шкальные оценки результатов

9) возрастные нормы

10) интерпретация результатов.

По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости:

1 уровень – очень высокий

2 уровень – высокий

3 уровень – средний (норма)

4 уровень – низкий

5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности)

В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.

1) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.

2) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.

3) Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.

Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.

Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда. Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru