V. Психолого-педагогические рекомендации
I. Изучение общих анамнестических сведений о ребенке
1. Фамилия, имя, отчество ребенка
2. Место рождения, адрес
3. Пол: М – 3.0 Ж – 3.1 (обвести кружком)
4. Возраст: 5-6 лет – 4.0 6-7лет – 4.1 (обвести кружком)
5. Детский сад: не посещает – 5.0 посещает массовый – 5.1
посещает специальный – 5.2
6. Состав семьи: семья полная -6.0 Мать разведена – 6.1
Одинокая мать – 6.2
Мать и отчим – 6.3
Отец и мачеха – 6.4
Другие родственники – 6.5
7. Количество детей: один – 7.0 Двое – 7.1
Трое -7.2
Четверо-7.3
Более четверых – 7.4
8. Отец: не работает – 8.0 Работает – 8.1
9. Мать: не работает – 9.0 Работает – 9.1
10. Экономическое положение семьи:
Неблагоустроенность -10.0
Средние, удовлетворительные условия – 10.1
Достаток и благоустроенность – 10.2
Изобилие, прекрасные условия – 10.3
11. Здоровье родителей (отца, матери):
Отягощенность отца или матери:
Оба здоровы – 11.0 Сифилисом – 11.5
Психозами – 11.1 Эндокринными или сердечно-
Алкоголизмом – 11.2 сосудистыми болезнями – 11.6
Припадками – 11.4 Прочими заболеваниями – 11.7
Олигофренией – 11.4
12. Здоровье ребенка:
Практически здоров – 12.0
Нарушения в физическом развитии (рост, вес) – 12.1
Нарушения в движениях (склонность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения)-12.2
Выраженная утомляемость – 12.3
Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом:
1) название методики
2) автор методики или ее модификации
3) назначение методики
4) оборудование для исследования по методике
5) инструкция для обследуемого
6) процедура обследования, его продолжительность и форма проведения
7) обработка результатов обследования
8) шкальные оценки результатов
9) возрастные нормы
10) интерпретация результатов.
По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по следующей значимости:
1 уровень – очень высокий
2 уровень – высокий
3 уровень – средний (норма)
4 уровень – низкий
5 уровень – очень низкий (уровень педагогической озабоченности)
В процессе использования каждой из конкретных методик следует обращать внимание на ряд общих моментов.
1) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установить, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать.
2) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить, выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально. Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью.
3) Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования.
Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда. Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования.
Педагогические заметки:
Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста
Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л.Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в ...
Восприятие художественного объекта
В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощущение, восприятие, воображение, мышление, воля, эмоции и т.д. Именно полифония человеческой психики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возм ...
Образование России и тенденции мирового развития
Под системой общего образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования. Принципы построения сис ...