Восприятие художественного объекта

Страница 1

В восприятии художественного объекта участвуют почти все психические процессы личности: ощуще­ние, восприятие, воображение, мышление, воля, эмо­ции и т.д.

Именно полифония человеческой пси­хики, которая проявляется в акте взаимодействия личности с искусством наиболее полно открывает богатейшие возможности формирования мировоззрения, мо­рально-нравственных качеств, творческих способно­стей личности.

Психологический механизм восприятия художественног объекта представляет собой особую систему, в которую входят, с одной стороны, так называемые аффективно-потребностные структуры личности, выражающиеся в потребностях, интересах, идеалах и др., составляющие собственно динамическую часть системы; а с другой стороны - операциональные структуры личности, такие психические процессы, как воображение, мышление, ощущение и т. п

Полноценное общение с миром искусства во многом зависит от человеческого восприятия. Чувство цвета, формы, законченности и равновесности композиционного расположения объектов, чувство “хорошей фигуры” и линии, чувство гармонии и дисгармонии, ассонанса и диссонанса, чувство пропорции и многое другое - весь этот огромный потенциал сенсорных возможностей организма является необходимым условием полноценной встречи личности с эстетическим объектом.

Сенсорная невосприимчивость, отсутствие техники и культуры художественноговосприятия действительности и художественных произведений приводят к резкому искажению и в конечном счете к разрушению эстетического эффекта.

Момент чувственного восприятия является только первым необходимым толчком для пробуждения более сложной деятельности.

Таким образом чувственное познание объединяет все психические процессы, которые возникают в результате непосредственного воздействия предметов и влияют на наши органы чувств.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об наибольшей эффективности комплексной подачи материала об искусстве. Чем больше задействовано межпредметных связей, тем сильнее воспринимается ребенком материал, тем лучше он откладывается у него в памяти.

Сфера художественного восприятия ребенка чрезвычайно широка и окрашивает практически все его мироощущение. Дети, в основном, верят, что жизнь создана для радости. Опосредованность отношения ребенка к действительности влечет за собой поверхностность его нравственно-эстетического отношения.

Открывая мир как радостное, прекрасное, полное красок, движения, звуков целое, как созданное для исполнения его желаний, ребенок еще очень неглубоко проникает в сущность прекрасного.

Несмотря на конкретно-сказочное восприятие мира, в школьном возрасте новые обязанности и новая ответственность подготавливают качественный скачок в сознании ребенка: резко меняются узкие рамки привычного мира дошкольника.

На грани возрастов переоцениваются прежние ценности: старая форма может наполнится новым содержанием. Эти переходные процессы происходят и в сфере формирования художественной культуры.

Перед восприятием художественного объекта ребенок должен ознакомиться с ним. Ознакомление может происходить посредством прочтения какого-либо материала о картине, иконе и т.д., либо учитель может сам рассказать о них. В школе можно применить оба метода ознакомления.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Цели и средства воспитательного воздействия
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. В качестве основы для определения методов ориентируются на позиции воспитателя в выборе способов воспитательного взаимодействия. Можн ...

Использование современных педагогических технологий по формированию и развитию творческого студенческого коллектива
Творческая деятельность – важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности. Среди видов искусства, оказывающ ...

История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в историческом аспекте
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru