Основной задачей занятий изобразительным искусством с детьми является обогащение и уточнение детских представлений о предметах и явлениях природы, об окружающей действительности, жизни людей. Занятия искусством имеют ярко выраженный познавательный характер. Главное здесь — накопление и художественное обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира. Начальный период изобразительной деятельности детей характеризуется «действенным» отношением к изображению и к окружающим вещам. Дети проявляют особый интерес к тому, как устроен предмет, из каких частей он состоит, как он действует, какую роль выполняет в реальном мире. Поэтому, с одной стороны, существенное место на занятиях должно быть сведено непосредственному обращению детей к элементам действительности (ветки, листья, цветы, разнообразные предметы обихода), с другой стороны, — активной работе с такими художественными средствами и материалами, которые позволяют «действовать», т. е. закрашивать, резать, лепить, строить (работа с карандашами, красками и кистью, пальчиками, лепка, аппликация, склеивание, конструирование и т.д.). Эти виды работы должны быть разнообразными и интересными для детей, при этом необходимо давать ребенку свободу для творчества, собственной позиции, собственного видения и поиска средств, материалов, форм.
Поэтому обучение не должно непосредственно и грубо вторгаться в творческий процесс ребенка, ибо для него нет неправильного, — для него все правильно, что и как (посредством чего) он выражает себя. В этом процессе обучение должно идти впереди развития, подготавливая для него базу, сложенную из навыков, умений и знаний.
Итак, в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Всe эти вопросы раскрываются применительно к каждому виду деятельности: рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Основная мысль процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающей жизни, произведений литературы и искусства. (Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.)
Задания, использованные в констатирующем и контрольном эксперименте позволили определить уровень развития технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.
Проведение дополнительных занятий с детьми положительно сказались на результатах контрольного эксперимента, так как анализируя результаты контрольного эксперимента по уровню сформированности технических навыков и умений старших дошкольников, можно с уверенностью говорить о том, что проведенная работа с дошкольниками способствовала развитию технических навыков и умений у детей.
На занятиях у детей воспитывается умение слушать словесные указания, следить за наглядным показом и выполнять соответствующие действия, предложенные воспитателем. Изобразительная деятельность постепенно начинает приобретать преднамеренный характер. Это подтверждает нашу гипотезу о том, что уровень развития технических навыков и умений зависит от условий их формирования.
Воспитывая у детей умение участвовать в занятиях, педагог обращает их внимание на работы товарищей, формируя доброжелательное отношение к ним, умение интересоваться работами других.
В результате организации воспитателем восприятия окружающих предметов у детей образуются зрительные представления, и они создают изображения узнаваемые детьми и взрослыми.
На занятиях начинают постепенно развиваться чувства цвета, формы, ритма, так как в процессе наблюдения предметов, их восприятия, анализа и последующего изображения воспитатель обращает внимание детей на эти эстетические качества.
Педагогические заметки:
Исследование коммуникативных характеристик ребёнка дошкольника
Исследование проводилось на базе детского сада №17 города Солигорска. В исследовании участвовало 20 детей старшей возрастной группы. Список детей: 1. Арсений А. 11.Полина М. 2. Егор А. 12.Глеб М. 3. Захар Б. 13.Валерия М. 4. Валерия Б. 14.Глеб Н. 5.Ирина Г. 15.Валерия М. 6. Алёша Д. 16.Данила Р. 7. ...
Теоретико-методологические предпосылки развития профессиональной
компетентности педагога в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Понятие и классификация профессиональной компетентности педагога Понятие компетенции - 1) обладающий знаниями, осведомленность в какой-либо области; 2) осведомленность, авторитетность, является признанным знатоком; 3) обладающий компетенцией, полноправный». 4) обладание основательными знаниями, хор ...
Методика творческой активности детей
дошкольного возраста средствами народного искусства
Цель исследования – выявить уровень развития творческой активности старших дошкольников. В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются не эффективными. Дети дошкольного возраста испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализиро ...