Какие трудности усложняют объективный анализ социальных систем?
Все компоненты системы невозможно описать на одном терминологическом языке ввиду их разнородности.
В силу этого не все свойства этих компонентов можно описать количественно, возникает проблема формализации качественных признаков.
Элементы социальной системы, наделенные сознанием, могут иметь непредсказуемость с одной стороны, с другой - их динамика детерминирована социальными отношениями.
Развитие социальных систем носит циклический характер и не вписывается в схему эволюционных изменений прогрессивной направленности.
В силу субъектности людского компонента социальных систем он активно влияет на последние, изменяя их внутренние состояния.
Трудности исследования социальных систем, их сложность и циклический характер развития во многом предопределяют выбор методов исследования. Определившись со структурой объекта исследования можно сконструировать теоретическую модель системы воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии. По своему составу она состоит из материальных и идеальных компонентов. К материальным компонентам системы воспитания патриотизма военнослужащих относятся:
а) организационные компоненты системы (кадры и система их подготовки, материальная база и др.);
б) средства коммуникации и массовой информации;
в) практическая воспитательная деятельность субъектов воспитания;
г) компоненты механизма защиты объекта воспитания от непрограммированных влияний среды;
д) система управленческих воздействий;
е) практическая деятельность объекта патриотического воспитания по самовоспитанию.
Идеальные компоненты системы включают в себя:
а) патриотическую идеологию и ценности;
б) теорию патриотического воспитания как систему научных понятий;
в) методику патриотического воспитания военнослужащих;
г) систему норм патриотического поведения, установленную законодательно для военнослужащих;
д) компоненты механизма защиты от непрограммируемых влияний среды;
е) компоненты процесса патриотического самовоспитания личности и др.
В различных условиях круг элементов системы может быть расширен или сужен.
Схематично можно представить модель системы воспитания патриотизма военнослужащих следующим образом, где состав элементов системы воспитания указан следующим образом:
Отражает классовую (этническую, профессиональную) направленность воспитания. На основании общественной идеологии государство формулирует идеологический "заказ" на подготовку воина-патриота. "Заказ" формулируется в виде общегосударственной идеологии и ценностей, поддерживаемых силой государственного авторитета и включает патриотическую идеологию и ценности.
На основании государственно-патриотического подхода формулируется методологическая основа воспитания патриотизма, включающая научные теории и концепции патриотического воспитания. Они являются теоретической базой формирования социально-целесообразной системы воспитания, обеспечивающей успешное протекание процесса патриотического воспитания военнослужащих.
Включает организационные структуры (организации), профессионально занимающиеся патриотическим воспитанием военнослужащих; материально-техническую базу, обеспечивающую функционирование и др.
Представляет собой такое явление как разработанную на научной основе методику патриотического воспитания (теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности субъектов патриотического воспитания). Н.В. Бордовская и А.А. Реан определяют ее как "процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели"
Составляет технические и аппаратные средства, информационные и программные средства, каналы связи, носители информации.
Деятельность по воспитанию патриотизма представляет собой воспитательную работу. Она осуществляется в формах конкретных воспитательных мероприятий, оказывая педагогическое воздействие на объект воспитания, обладающий субъектностью и потому способный к самовоспитанию.
В ходе самовоспитания обучаемый выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Под самовоспитанием понимается "сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, возникающая в результате активного взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование личности". Патриотическая идеология и ценности, система норм патриотического поведения, практическая деятельность по воспитанию патриотизма способствуют свободному выбору обучаемым линии патриотического поведения, формированию патриотических чувств, убеждений, знаний и вектора практических действий.
Педагогические заметки:
Профессиональное воспитание учащихся
“В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода: 1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессионально ...
Изучение искусства и практическая подготовка воспитателя
Одно из важных направлений совершенствования воспитательно-образовательной работы — значительное улучшение художественного образования и воспитания детей. Вот почему так необходимо развивать чувство прекрасного, формировать эстетический вкус, умение понимать красоту произведений искусства, архитект ...
Кризис образования в современном мире и особенности его проявления в России
Наиболее характерной и общепризнанной особенностью современности на рубеже тысячелетий следует признать кризис образования, который приобрел общемировые масштабы и связан с изменением социальной роли образования. Осознание этой проблемы началось с конца шестидесятых годов после выхода в свет книги ...