Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Страница 1

Начало советского периода российской истории характерно полным "сломом" системы воспитания патриотизма военнослужащих. В новых условиях она была заменена системой интернационального, классового воспитания, которая действовала до 1940 года. Неудачи войск в советско-финской войне, нарастание угрозы войны с фашизмом привели к ее демонтажу. В конце 1940 года Политуправление Красной Армии ставит задачи по воспитанию военнослужащих в духе патриотизма. Тяжелые уроки первого года войны привели к тому, что советская власть была вынуждена обратиться к исторической памяти и чувству патриотизма народа. Выбор оказался верным - советская армия войну закончила в Берлине.40-50-е годы стали временем, когда делалась попытка научно осмыслить феномен патриотизма, разработать теорию его формирования и методику воспитания. В 60-80-е годы интерес к теме патриотизма был искусственно снижен, а патриотическое воспитание слито со своим антиподом - интернациональным.

В 90-х годах, на волне деидеологизации, тенденция принижения роли патриотизма в жизни общества и его институтов продолжилась. Отсутствие ценностных компонентов патриотического воспитания на государственном уровне резко снизило его эффективность. В Вооруженных Силах депатриотизация военных кадров стала главной причиной их поражения в первой чеченской кампании, положившего конец сложившейся в 1991 году космополитической системе воспитания.

С приходом к руководству страной В.В. Путина были декларированы патриотические идеалы и ценности. Интерес к изучению данной темы значительно возрос. К разработке различных аспектов патриотизма присоединился широкий круг исследователей. В России принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2008-2010 годы".

Теоретическую базу исследования составили не противоречащие друг другу идеи философских, педагогических, социологических и психологических учений:

а) российских социальных философов и педагогов, в том числе дореволюционных о содержании патриотизма как качества личности (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.И. Новгородцев, К.Д. Ушинский, а также советского и постсоветского периода - В.Н. Гончаров, А.Д. Лопуха, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, В.А. Сухомлинский, В.Н. Турченко, В.Н. Филиппов);

б) положений российской военной науки о факторах боеспособности войск и места в их системе патриотизма военных кадров (Н.Н. Головин, М.И. Драгомиров, Г.К. Жуков, Н.Н. Корф, П.А. Режепо, В.В. Серебрянников, М.Д. Скобелев и другие специалисты в области военной теории, обучения и воспитания военных кадров)

Для успешного анализа системы воспитания патриотизма военнослужащих необходимо определить ее сущность, разработать теоретическую модель, отнести к конкретному классу систем, изучить возможность формализации. Поскольку объектом нашего исследования является система воспитания патриотизма военных кадров, необходимо начать с определения основных понятий, лежащих в русле исследуемой проблемы. В большинстве источников система рассматривается как единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то новое в уникальные характеристики целого. Элементом системы является иерархически организованный набор, неделимый на данном уровне анализа системы, являющейся "материалом" для ее создания.

В качестве элементов системы толковый словарь "Социальные технологии" под редакцией Л.Я. Дятченко и В.Н. Иванова трактует объекты (материальные и идеальные) и явления (например, система управленческих воздействий). Данные элементы соединяются в систему посредством связей, и структура, таким образом, представляет собой совокупность определенным образом упорядоченных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающую ее стабильность и целостность при меняющихся внешних и внутренних условиях.

К такому классу относится система воспитания патриотизма военнослужащих, поскольку ее элементным составом являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба, обществом в целом как макросистемой, его системой воспитания, системой воспитания личного состава Вооруженных Сил РФ, детерминируется ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решения функциональных задач.

Под функциями необходимо понимать способность системы исполнять определенную роль в системе общественных отношений, объединять определенные виды человеческой деятельности и влиять соответствующим образом на общественные процессы, содействуя их развитию и стабилизации.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Трудности аудирования и пути их преодоления
Общеизвестно, что слушание иностранной речи – это нелёгкое занятие, гораздо более трудное, чем чтение равноценного по языку и содержанию материала. Проблема состоит в том, что при слушании иностранной речи нас может затруднять многое: содержание речи, выбор языковых средств, которыми пользуется гов ...

Психолого-педагогическая характеристика музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формирует ...

Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога
Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru