Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Страница 1

Начало советского периода российской истории характерно полным "сломом" системы воспитания патриотизма военнослужащих. В новых условиях она была заменена системой интернационального, классового воспитания, которая действовала до 1940 года. Неудачи войск в советско-финской войне, нарастание угрозы войны с фашизмом привели к ее демонтажу. В конце 1940 года Политуправление Красной Армии ставит задачи по воспитанию военнослужащих в духе патриотизма. Тяжелые уроки первого года войны привели к тому, что советская власть была вынуждена обратиться к исторической памяти и чувству патриотизма народа. Выбор оказался верным - советская армия войну закончила в Берлине.40-50-е годы стали временем, когда делалась попытка научно осмыслить феномен патриотизма, разработать теорию его формирования и методику воспитания. В 60-80-е годы интерес к теме патриотизма был искусственно снижен, а патриотическое воспитание слито со своим антиподом - интернациональным.

В 90-х годах, на волне деидеологизации, тенденция принижения роли патриотизма в жизни общества и его институтов продолжилась. Отсутствие ценностных компонентов патриотического воспитания на государственном уровне резко снизило его эффективность. В Вооруженных Силах депатриотизация военных кадров стала главной причиной их поражения в первой чеченской кампании, положившего конец сложившейся в 1991 году космополитической системе воспитания.

С приходом к руководству страной В.В. Путина были декларированы патриотические идеалы и ценности. Интерес к изучению данной темы значительно возрос. К разработке различных аспектов патриотизма присоединился широкий круг исследователей. В России принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2008-2010 годы".

Теоретическую базу исследования составили не противоречащие друг другу идеи философских, педагогических, социологических и психологических учений:

а) российских социальных философов и педагогов, в том числе дореволюционных о содержании патриотизма как качества личности (Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, П.И. Новгородцев, К.Д. Ушинский, а также советского и постсоветского периода - В.Н. Гончаров, А.Д. Лопуха, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, В.А. Сухомлинский, В.Н. Турченко, В.Н. Филиппов);

б) положений российской военной науки о факторах боеспособности войск и места в их системе патриотизма военных кадров (Н.Н. Головин, М.И. Драгомиров, Г.К. Жуков, Н.Н. Корф, П.А. Режепо, В.В. Серебрянников, М.Д. Скобелев и другие специалисты в области военной теории, обучения и воспитания военных кадров)

Для успешного анализа системы воспитания патриотизма военнослужащих необходимо определить ее сущность, разработать теоретическую модель, отнести к конкретному классу систем, изучить возможность формализации. Поскольку объектом нашего исследования является система воспитания патриотизма военных кадров, необходимо начать с определения основных понятий, лежащих в русле исследуемой проблемы. В большинстве источников система рассматривается как единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то новое в уникальные характеристики целого. Элементом системы является иерархически организованный набор, неделимый на данном уровне анализа системы, являющейся "материалом" для ее создания.

В качестве элементов системы толковый словарь "Социальные технологии" под редакцией Л.Я. Дятченко и В.Н. Иванова трактует объекты (материальные и идеальные) и явления (например, система управленческих воздействий). Данные элементы соединяются в систему посредством связей, и структура, таким образом, представляет собой совокупность определенным образом упорядоченных устойчивых связей между элементами системы, обеспечивающую ее стабильность и целостность при меняющихся внешних и внутренних условиях.

К такому классу относится система воспитания патриотизма военнослужащих, поскольку ее элементным составом являются люди и отношения между ними, уместно отнести ее к социальным системам. Она органично связана с системами более широкого масштаба, обществом в целом как макросистемой, его системой воспитания, системой воспитания личного состава Вооруженных Сил РФ, детерминируется ими, сохраняя при этом некоторый уровень самостоятельности в пределах возможности выбора имеющихся средств для решения функциональных задач.

Под функциями необходимо понимать способность системы исполнять определенную роль в системе общественных отношений, объединять определенные виды человеческой деятельности и влиять соответствующим образом на общественные процессы, содействуя их развитию и стабилизации.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Организация молодежного досуга в УР
По данным мониторинга наиболее популярным способом свободного времяпровождения среди молодежи Удмуртии являются встречи с друзьями. Желание общаться, времяпрепровождение в кругу сверстников – характерная черта молодого поколения. Достаточно большой удельный вес в досуге молодежи занимает просмотр т ...

Компетентностный подход в профессиональном образовании России
Развитие компетентностного подхода в российском образовании происходит в русле общемировых тенденций и положения о том, что простая трансляция знаний, умений и навыков уже недостаточна для подготовки квалифицированного специалиста. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, ...

Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Нередко в популярных и методических пособиях психологическая готовность рассматривается независимо от физиологического и социального развития ребенка и представляется как набор отдельных изолированных психических качеств и свойств. На самом деле такое разделение очень условно. В реальной жизни (в т ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru