В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий.
Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достигается четкой постановкой общей цели, педагогическими задачами по освоению конкретного раздела или темы программы, результатами обучения двигательным действиям (навыкам), освоения теоретических и методических знаний в области физической культуры, а также физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности и достижения уровня двигательных способностей. Интерес к уроку физической культуры обеспечивается применением различных технических средств обучения, соответствующих возрасту тренажеров, нестандартного оборудования, творческих заданий и самостоятельных занятий.
В среднем школьном возрасте (с 10–11 лет) техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование наиболее тесно переплетаются с развитием координационных способностей. В соответствии с дидактическими принципами (последовательность, систематичность и индивидуализация) учитель физической культуры должен приучать учащихся к тому, чтобы они выполняли задания на технику или тактику прежде всего правильно (т.е. адекватно и точно). Затем необходимо постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности выполнения изучаемых двигательных действий и, наконец, находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях.
Воспитательные и оздоровительные задачи решаются на каждом уроке. При воспитании нравственных и волевых качеств очень важно учитывать возрастные особенности личности подростка: его стремление к самоутверждению, самостоятельность мышления, интерес к собственному «Я», своим физическим и психическим возможностям.
Важно решать воспитательные задачи на основе принципов деятельности и личностного подхода. Непосредственное решение оздоровительных задач на уроке важно увязать с воспитанием ценностных ориентаций на ЗОЖ, правила соблюдения личной гигиены вне стен школы.
Оценка успеваемости по физической культуре в V–IX классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, знания и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнения учебных нормативов. В основе построения уроков физической культуры должны лежать принципы демократизации, гуманизации, педагогики сотрудничества, в соответствии с которыми учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираясь на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с уровнем их двигательных и психических способностей (табл. 1).
Таблица 1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при двух занятиях в неделю (2004 г.)
№ |
Вид программного |
Классы | ||||
п/п |
материала |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
Базовая часть |
48 |
48 |
48 |
48 |
48 |
1.1. |
Основы знаний |
В процессе урока | ||||
1.2. |
Способы двигательной деятель-ности (умения, навыки, двига-тельные способности | |||||
1.2.1. |
В спортивных играх |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
1.2.2. |
Легкоатлетические |
14 |
14 |
14 |
14 |
14 |
1.2.3. |
Гимнастические |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
1.2.4. |
Элементы единоборств | |||||
1.2.5. |
Плавание | |||||
1.2.6. |
Коньки |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
2. |
Вариативная часть |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
2.1. |
Связанные с региональными и национальными особенностями | |||||
2.2. |
По выбору учителя, учащихся, определяемый школой, по углубленному виду спорта |
Педагогические заметки:
Образование как педагогический процесс
Отметим, что поскольку образование как предмет педагогики — это педагогический процесс, то словосочетания «образовательный процесс» и «педагогический процесс» будут синонимичными. В своем первом приближении к определению педагогический процесс — это движение от целей образования к его результа ...
Понятие и сущность игры
В начале была игра, а не слово, если говорить о начале культуры всего человечества или начале вхождения в жизнь малыша. Играя, ребенок почти бессознательно осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова- сигналы, реагирует ...
Особенности изучения типа речи рассуждение в 5-8 классах
Знакомство с рассуждением в 5 классе начинаем после того, как дети познакомятся с особенностями описания и повествования. Рассматривая строение рассуждения, надо обратить внимание на принципиальное отличие этого типа речи от описания и повествования. Пятиклассники должны понимать, что содержанием о ...