Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Страница 3

Управление системой осуществляется различными методами, среди которых особенно значимыми являются целевой, мотивационный, информационно-идеологический, нормативный, мотивационный программно-целевой и другие. Данная группировка методов используется как мегасистемой (государством и его органами) для управления системой, так и организацией системы для управления ее компонентами.

Система норм патриотического поведения для военнослужащих нормативно закреплена в законах и иных нормативно-правовых. Систематическое их соблюдение офицерскими кадрами формирует навыки и привычки патриотического поведения.

Особенности функционирования системы воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии заключаются в том, что она испытывает воздействия подобных систем другого уровня. Реально национальный, социально-групповой и групповой уровни организации российского общества также генерируют патриотизм, порой в таких его экстремальных проявлениях, как идеи национального превосходства, сепаратизм, ура - патриотизм и т.д.

Воспитательная функция системы воспитания патриотизма осуществляется посредством специально организованной воспитательной деятельности.

Развивающая функция системы предполагает, что в ходе воспитания, кроме формирования патриотических чувств, убеждений, необходимо принимать меры к общему развитию воспитуемых.

Функция перевоспитания заключается в перестройке неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок воспитуемых, осложняющих процесс патриотического воспитания.

Организационная функция системы заключается в формировании самосознания воспитуемых, стимулировании положительной мотивации, организации конкретных мероприятий, контроля и коррекции воспитательного процесса.

Только ли система воспитания патриотизма военнослужащих реализует в обществе указанные функции? Безусловно, нет. Как уже указывалось, патриотическую идеологию генерируют этносы, конфессии, социальные группы, общины, корпорации. Можно выделить среди них системы как минимум пяти уровней:

а) общегосударственный. Смысл системы: укрепить единство общества, сгладить социальные и национальные противоречия путем установления общего вектора развития патриотизма в стране и концентрации практических патриотических действий на разрешение государственно значимых целей. Наиболее зримо это проявляется в период войны. К числу наиболее успешных известных систем государственно-патриотического воспитания относятся германская, британская, японская, китайская, израильская;

б) национальный. На основании этнической самоидентификации люди относят себя к определенному этносу и вместе с ним разрешают свои проблемы. Интересы этносов, видение ими мира, предпочтения и системы ценностей разные. Сегодня это подтверждено учеными фактически всех научных школ как примордиалистского, так и модернистского направлений в этнографии, этнологии, этнопедагогике и этносоциологии. Поэтому этнопатриотизм малых народов в многонациональном государстве, как показывает недавний опыт распада СССР, часто имеет направленность, отличную от общегосударственной и имеет тенденцию к перерастанию в сепаратизм и шовинизм. Именно в этой связи растет значимость правильной постановки данной проблемы на государственном уровне. Сегодня соответствующие системы Татарстана, Башкирии, Тывы, Якутии, Республики Алтай эффективнее общероссийской;

в) конфессиональный. Мы сегодня уже хорошо видим, что зачастую подъем этнического самосознания и генерация этнопатриотизма на постсоветском пространстве осуществляется на базовых религиозных ценностях и в рамках конфессиональных структур. Отсутствие государственного влияния на направленность данного процесса порождает экстремистские движения, подобные возникшему в рамках ислама ваххабизму;

г) социально-групповой. На нем патриотизм получает классовую, либо социально групповую "окраску". Издавна отмечалось, что патриотизм имущего человека в России отличался от патриотизма бедняка, патриотизм простолюдина от патриотизма интеллигента. Нынешнее социальное расслоение россиян даже обострило этот разрыв в восприятии патриотических идей и ценностей. Феноменом стало то обстоятельство, что в отличие от патриотизма элиты досоветской, современная российская государственно-политическая элита выраженно космополитична;

д) групповой. На данном уровне патриотизм, как правило, с профессиональной окраской или оттенком землячества генерируют кланы, группы, общины, "касты" и корпорации. Примером могут служить отношения культивирования духа подчеркнутого патриотизма в отдельных родах войск (ВДВ, спецназ и др.). Лозунги "Служу Отечеству и спецназу", "Жизнь - Родине, честь - никому" здесь не простые слова. Понимание феномена жертвенности шестой парашютно-десантной роты Псковской дивизии ВДВ, ценой собственной жизни остановившей двадцатикратно превосходящие силы чеченских бандформирований, без указанного выше невозможно. Подобное отношение к патриотизму каждого офицера складывалось в офицерских коллективах старой русской армии, генерировалось в частях и соединениях гвардии в годы Великой Отечественной войны. Системы данного уровня используют как правило цели и ценности четырех уровней, указанных выше, наполняя их спецификой конкретной среды корпоративными ценностями и нормами поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Пестушки - один из основных видов русского детского фольклора
Пестушки - старинное народное творчество - оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ...

Специфика изучения иностранного языка в средней школе
Для учащихся средней ступени образования (5-9 классы) характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступени. В равной мере можно говорить и о развивающемся произвольном внимании. Внутреннее произвольное внимание получает свое раз ...

История становления социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в России
Длительная история становления социальной помощи в России берет начало от возникновения специальных учреждений — богаделен. По определению энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, богадельня (от слова «бога дела», то есть для бога) — заведение для призрения лиц, почему бы то ни было не способ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru