Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Информация о педагогике » Условия повышения эффективности патриотического воспитания военнослужащих » Теоретические предпосылки повышения эффективности систем патриотического воспитания военнослужащих

Страница 3

Управление системой осуществляется различными методами, среди которых особенно значимыми являются целевой, мотивационный, информационно-идеологический, нормативный, мотивационный программно-целевой и другие. Данная группировка методов используется как мегасистемой (государством и его органами) для управления системой, так и организацией системы для управления ее компонентами.

Система норм патриотического поведения для военнослужащих нормативно закреплена в законах и иных нормативно-правовых. Систематическое их соблюдение офицерскими кадрами формирует навыки и привычки патриотического поведения.

Особенности функционирования системы воспитания патриотизма военнослужащих Российской армии заключаются в том, что она испытывает воздействия подобных систем другого уровня. Реально национальный, социально-групповой и групповой уровни организации российского общества также генерируют патриотизм, порой в таких его экстремальных проявлениях, как идеи национального превосходства, сепаратизм, ура - патриотизм и т.д.

Воспитательная функция системы воспитания патриотизма осуществляется посредством специально организованной воспитательной деятельности.

Развивающая функция системы предполагает, что в ходе воспитания, кроме формирования патриотических чувств, убеждений, необходимо принимать меры к общему развитию воспитуемых.

Функция перевоспитания заключается в перестройке неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок воспитуемых, осложняющих процесс патриотического воспитания.

Организационная функция системы заключается в формировании самосознания воспитуемых, стимулировании положительной мотивации, организации конкретных мероприятий, контроля и коррекции воспитательного процесса.

Только ли система воспитания патриотизма военнослужащих реализует в обществе указанные функции? Безусловно, нет. Как уже указывалось, патриотическую идеологию генерируют этносы, конфессии, социальные группы, общины, корпорации. Можно выделить среди них системы как минимум пяти уровней:

а) общегосударственный. Смысл системы: укрепить единство общества, сгладить социальные и национальные противоречия путем установления общего вектора развития патриотизма в стране и концентрации практических патриотических действий на разрешение государственно значимых целей. Наиболее зримо это проявляется в период войны. К числу наиболее успешных известных систем государственно-патриотического воспитания относятся германская, британская, японская, китайская, израильская;

б) национальный. На основании этнической самоидентификации люди относят себя к определенному этносу и вместе с ним разрешают свои проблемы. Интересы этносов, видение ими мира, предпочтения и системы ценностей разные. Сегодня это подтверждено учеными фактически всех научных школ как примордиалистского, так и модернистского направлений в этнографии, этнологии, этнопедагогике и этносоциологии. Поэтому этнопатриотизм малых народов в многонациональном государстве, как показывает недавний опыт распада СССР, часто имеет направленность, отличную от общегосударственной и имеет тенденцию к перерастанию в сепаратизм и шовинизм. Именно в этой связи растет значимость правильной постановки данной проблемы на государственном уровне. Сегодня соответствующие системы Татарстана, Башкирии, Тывы, Якутии, Республики Алтай эффективнее общероссийской;

в) конфессиональный. Мы сегодня уже хорошо видим, что зачастую подъем этнического самосознания и генерация этнопатриотизма на постсоветском пространстве осуществляется на базовых религиозных ценностях и в рамках конфессиональных структур. Отсутствие государственного влияния на направленность данного процесса порождает экстремистские движения, подобные возникшему в рамках ислама ваххабизму;

г) социально-групповой. На нем патриотизм получает классовую, либо социально групповую "окраску". Издавна отмечалось, что патриотизм имущего человека в России отличался от патриотизма бедняка, патриотизм простолюдина от патриотизма интеллигента. Нынешнее социальное расслоение россиян даже обострило этот разрыв в восприятии патриотических идей и ценностей. Феноменом стало то обстоятельство, что в отличие от патриотизма элиты досоветской, современная российская государственно-политическая элита выраженно космополитична;

д) групповой. На данном уровне патриотизм, как правило, с профессиональной окраской или оттенком землячества генерируют кланы, группы, общины, "касты" и корпорации. Примером могут служить отношения культивирования духа подчеркнутого патриотизма в отдельных родах войск (ВДВ, спецназ и др.). Лозунги "Служу Отечеству и спецназу", "Жизнь - Родине, честь - никому" здесь не простые слова. Понимание феномена жертвенности шестой парашютно-десантной роты Псковской дивизии ВДВ, ценой собственной жизни остановившей двадцатикратно превосходящие силы чеченских бандформирований, без указанного выше невозможно. Подобное отношение к патриотизму каждого офицера складывалось в офицерских коллективах старой русской армии, генерировалось в частях и соединениях гвардии в годы Великой Отечественной войны. Системы данного уровня используют как правило цели и ценности четырех уровней, указанных выше, наполняя их спецификой конкретной среды корпоративными ценностями и нормами поведения.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

История развития оценочной системы
В педагогической литературе, да и в повседнев­ном разговоре термины "оценка" и "отметка" часто употребляются как сино­нимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как поня­тия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, у ...

Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...

Упражнения для формирования речевого дыхания у подростков и взрослых
Упражнение 1 Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать следует через рот. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru