Анализируя результаты проведенных в 2005-2010 годах социологических исследований ценностных ориентаций военнослужащих, можно выделить 4 группы ценностей:
1) общенациональные, патриотические;
2) военно-корпоративные;
3) личностные материальные (меркантильные);
4) познавательные (эвристические) - характерные для обучаемых.
Последовательно продолжающаяся с 1995 года политика на снижение социального положения офицерства и его престижа в обществе привела к тому, что в личностных смысложизненных ценностях начали преобладать материальные (меркантильные).
На первый план у офицеров выходят:
забота о семейном благополучии;
социальная и правовая защищенность семей;
вопросы материально-бытового обеспечения.
Усиливается негативное отношение семейного окружения военнослужащих к их службе в ВС РФ, увеличивается число разводов и суицидов на почве материальной несостоятельности.
В целом иерархию смысложизненных ориентаций офицеров на момент исследования (июль - декабрь 2010 года) статично можно отобразить следующими показателями:
№ п/п |
Смысложизненные ориентации |
2000 год |
2010 год |
1 место - личностные, материальные (меркантильные) ценности | |||
1. |
не удовлетворены материальным положением |
89 % |
94 % |
2. |
не удовлетворены жилищными условиями |
75 % |
82 % |
3. |
не удовлетворены условиями отдыха |
67 % |
92 % |
4. |
низкое денежное довольствие |
63 % |
87 % |
5. |
не удовлетворены заботой государства о ВС РФ |
96 % |
61 % |
6. |
задумываются о смене профессии |
60 % |
65 % |
7. |
видят в Армии возможность решить жилищную проблему |
33 % |
41 % |
2 место - корпоративно-групповые ценности | |||
8. |
рассматривают военную профессию как важное дело |
45 % |
55 % |
9. |
воинские традиции и ритуалы, форма |
14 % |
18 % |
10. |
отмечают высокую ценность коллектива |
26 % |
4 % |
11. |
считают ценностью воинскую честь и достоинство |
29 % |
47 % |
12. |
организованность и упорядоченность образа жизни |
22 % |
53 % |
13. |
утрата перспектив в службе |
до 30 % |
27 % |
3 место - общегосударственные, патриотические ценности | |||
14. |
гордятся причастностью к важному делу по защите Отечества |
26 % |
47 % |
15. |
разочарование в общественной значимости службы |
40 % |
77 % |
16. |
относятся к службе не с полной отдачей (отсутствуют общественно-значимые мотивации) |
60 % |
55 % |
17. |
общее падение престижа военной службы |
45 % |
76 % |
18. |
за годы реформы уволилось молодых офицеров |
70 % |
64 % |
Педагогические заметки:
История проблемы поощрения и наказания в воспитании детей в
историческом аспекте
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. Эти понятия обычно воспринимаются как антиподы. Между тем смысловая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются. ...
Основные элементы развития профессиональной компетентности педагога в
образовательной системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Для достижения учащимися запланированных образовательных результатов педагоги должны решить следующие задачи: обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.); способствовать ...
Функции и социальные роли социального педагога
Основными функциями социального педагога являются: 1. Воспитательная (социальный педагог обеспечивает целенаправленное влияние социальных институтов на поведение и деятельность клиента, ставит и решает задачу полноценного использования в воспитательном процессе средств и возможностей общества, микр ...