Формирование в учеников критически мыслить

Страница 3

Следует приучать школьников свободно рассуждать. Для этого важно создать в классе соответствующую атмосферу. Помним, учитель имеет право, просто обязанный излучать позитивную энергетику. Только в таком случае его ожидает успех. Доброжелательная атмосфера, которая оказывается в поддержке или опровержении суждений учеников, побуждает каждого из них к активнейшему, самому полному и самому широкому думанью. На творение такой атмосферы плодотворно "работают" ролевые игры, творческие задания и др. Перевоплощаясь в другие обиды, ученики воспринимают мир не одномерное, не однозначно. Поведение их становится гибче, ко всему они начинают относиться с юмором.

Учитель должен научиться принимать разнообразные, временами противоположные мысли и суждения, обеспечить без-ризикове среду, лишенную насмешек, осуждения.

Одним из самых действенных средств создания такой среды есть групповая учеба. Именно диалог с целью поиска эффективного решения какой-то проблемы сплачивает учеников, воспитывает "ощущение локтя", сотрудничества.

Да, изучая биографию Ш. Бодлера, можно использовать прием "углы". Во время работы на уроке ученики, представляя обвинение и защиту, выражают свои суждения, соглашаются или возражают друг другу. Как следствие, творчество Бодлера появляется во всей своей многогранности, неоднозначности.

Методисты отмечают, что самой оптимальной является такая учеба, когда используется целый репертуар стратегий мышления. Потому я не акцентирую на какой-то одной стратегии, а пытаюсь разнообразить их, совмещать.

Практически на каждом уроке, где применяется технология ЧПКМ, обязательно происходит работа в парах или группах. Ни один ученик не может быть (он лишен организационно такой возможности) пассивным, ведь ему нужно отчитаться о выполненной им работе - или это устный ответ, тестирование ли, письменная творческая работа ли.

Группы или пары - динамические, переменные, в соответствии с поставленными заданиями. То есть работа проводится под контролем учителя, независимо от формы вмешательства.

Ученики, объединенные определенной целью, сами определяют лидера, который защищает результат их труда. Лидерство обязывает ученика, которому доверили одноклассники, быть собранным, ответственным.

Часто, получив список нужных "ролей" на уроке (в частности во время использования приема "литературные круги"), ученики сами образуют группы, учитывая свои возможности и интересы. Учителю не стоит корректировать такие группировки или пары. Ведь само оценивание основывается на самоопределении и содействует развитию способностей школьников, создает красивое самочувствие на уроке. А это, в свою очередь, повышает уровень их критического мышления. Особенно такие формы работы практикуются на тех занятиях, где используются игровые элементы. Такие уроки - благодатная среда, где ученики проявляют свой интеллект, художественные таланты, склонности к определенным занятиям.

Групповая учеба способствует лучшему усвоению материала. Ученики заинтересованы в результате мисленной деятельности. Они сидят рядом и обсуждают информацию, понимая, что нужные друг другу в исполнении задания. Такой труд улучшает их отношения. Чтобы прийти к конечной цели, ученики учатся проявлять терпимость, взаимопомощь, независимо от пола, способностей, социального статуса или каких-то физических изъянов. Ведь они связаны друг с другом в такой мере, что один не может быть успешным, если не будут успешными все.

Большие возможности у таких приемов технологии ЧПКМ, как "титаник", "карусель", "корзина", "круги Вена", "дискуссионная сетка Алверманна" и др. Они дают возможность каждому ученику реализовать свой интеллектуальный потенциал, а учителю оценить его работу.

Вот урок "Трагизм женщины, которая дерзнула любить" (за романом Л. Толстого "Анна Каренина"). Раскрыть его тему помогает дискуссия. Прием "дискуссионная сетка Алверманна" подводит к выяснению таких вопросов: "Должен ли Каренин в трагедии Анни?", "Сделал ли счастливой Анну Вронский?" Ученики в постоянном поиске: "Какая же она, Анна?", "Смог ли бы я, будучи героем роману, изменить перебежал событий?" Такие конкретные вопросы нуждаются и в конкретных ответах, вынуждают учеников избегать упрощенных решений: "Так - нет". Развивается их мышление креатора, монологическая речь, моральные ценности.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru