Формирование в учеников критически мыслить

Страница 2

Кай Лапландка

Финка

ІІІ этап урока. Обобщение.

Задание. Выразить свое отношение к героине, использовав прием сенкон:

1.Герда.

2.Мужественная, отданная.

3.Любит, ищет, побеждает.

4.Девушка спасает названного брата.

5.Героиня.

IV этап урока. Домашнее задание.

Дать развернутый рассказ на тему "От Герди-девочки к Герди-девушке" за упорядоченным планом.

Задание за стратегией ЧПКМ: "Нарушена последовательность". Расставить в определенном порядке пункты плана:

Девушка, взрослая внешне, - дитина сердцем.

Место Герди в сказке Г. К. Андерсена "Снежная королева".

Мое отношение к Герди.

Путь Герди от девочки к девушке:

а) любляча и скромная подруга Кая;

6) терпеливая, мужественная, способная к самопожертвованию путешественница.

Именно вот такое обращение к методике критического мышления дает возможность учить детей применять приобретенные знания в нестандартных ситуациях на разных этапах урока. А пересказывая литературное произведение от имени его персонажа (основная цель урока), ученики работают индивидуально, в парах, в группах, учатся вместе анализировать задание, приходят в процессе работы к пониманию. Этому способствует и использование технологии критического письма: отбор материала, который отвечает их заданию: "Как повлияли встреча с героями произведения на Герду".

В сознании учеников 7 -11 классов уже караулят вопрос: "Что эта информация означает для меня?", "Как это знание соотносится с тем, что я знаю?", "Как я отношусь к нему?". Работа учеников этих классов становится самостоятельнее. Получив опережающие индивидуальные и групповые задания, они прорабатывают заказную литературу и добирают нужные им данные.

Применив технологию ЧПКМ, прием кубирования, ученики достаточно эффективно могут рассмотреть, скажем, жанр причудливого барокко во всех его проявлениях, обратившись при этом к другим видам искусства, привлекши сведения из других предметов.

"Учиться мыслить критически ежедневно!" - это наш девиз, мой и моих воспитанников. Основа этой работы - умение критически читать. Текст всегда должен быть осмысленным. Этому способствуют фрагментируемое чтение и паузы, заполненные такими вопросами:

- Что вы почувствовали, читая?

- Что представили во время чтения?

- Есть ли что-то позитивное в том, о чем рассказывается в произведении? Негативное? Почему вы так думаете?

- Где происходит изменение в ходу событий?

- Как вы думаете, что случится дальше?

- Закончится ли произведение так, как вы ожидаете?

- Что бы вы сделали на месте героев?! почему именно так?

Произведение при этом не пересказывается буквально. Ученики, обращаясь друг к другу, выражают свои мнения, иногда спорят. Учитель только корректирует и направляет их мысль.

Во время учебы целесообразно использовать и разнообразные формы критического письма. Они дают возможность ученикам выкладывать свои рассуждения относительно прочитанного, аргументировать свои взгляды, искать решения проблем. Письменное произведение следует строить в первую очередь как мнимый разговор с кем-то, добирая, учитывая это и тональность, и лексику, и стилистику: автор - ученик, объект - содержание произведения, мнимая аудитория - читатель. Эффективный результат дают несколько тем, тогда каждый ученик масс возможность избрать собственную.

Стоит завести тетрадь для самостоятельных работ. Когда ученик определен, что пишет для себя, то он хочет запомнить обучаемый материал, постичь его, а это чрезвычайно стимулирует критическое мышление. По большей части происходит свободный поток мыслей, пишется своеобразное эссе. К тому же каждый убежден, что его мысль будет способствовать решению нарушенной проблемы. Ведь она всегда обсуждается, иногда, за просьбой, анонимно. Такая работа содействует не только развитию вещание учеников, но и формированию их мировоззрения, умению отстаивать свою позицию.

Важно так построить урок, чтобы класс все время что-то обдумывал, анализировал, сопоставлял и тому подобное. Работая над его структурой, следует предусматривать, на каком этапе занятия целесообразно применять технологию критического мышления, и предварительно подготовиться к нему. Это значит, что учитель должен дать ученику задания для предыдущей подготовки (прочитать, продумать, выполнить самостоятельные подготовительные упражнения); отобрать для урока такие интерактивные приемы, которые послугують для учеников "ключом" для усвоения темы и т.п. В любом случае не следует прибегать к применению интерактивных технологий необдуманно, впопыхах.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрыва ...

Изучение проблемы в отечественной и зарубежной литературе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, наск ...

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста
В теоретической части исследования была определена роль сюжетно ролевой игры в нравственном развитии, развитии его гуманных качеств: доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, в развитии гуманных чувств: сопереживания, сочувствия, содействия. В теоретической части мы опирались ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru