Формирование в учеников критически мыслить

Страница 1

Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами.

Потек информации в наши сутки невозможно овладеть эрудированному человеку. Поэтому задание школы заключается не в передаче этой информации (знаний) своим воспитанникам, а в формировании умений и навыков получить эту информацию, самостоятельно овладевать ею, критически осмысливать. Знание - это не раз и навсегда дано, а то, которое подлежит постоянному обновлению, углублению и совершенствованию. Вот почему учитель должен учить добывать их не путем накопления, составления в коморку, а - восприятия, критического мышления.

Такие знания содействуют развитию и самореализации личности. А представление их в значительной мере решается через внедрение инновационных технологий, в частности чтения и письма для развития критического мышления (ЧПКМ). Убедилась, что формы и методы работы по отмеченной технологии направлены на формирование в учеников таких черт, как способность самостоятельно добывать необходимые знания, умело применять их на практике и тому подобное. Технология ЧПКМ помогает ученику упорядочивать потек информации, добирать из изученного материала главное, которое способствует его лучшему восприятию и усвоению, Использование этой технологии создает на уроке атмосферу поиска, творчества и сотрудничества, разнообразит работу, обеспечивает углубление в литературное произведение, эффективное общение с писателем и его героями. Уроки за методикой ЧПКМ далеки от авторитарности. Это своеобразный диалог, где учитель и ученики создают единственный ансамбль, в котором каждая сторона заинтересована в поиске истины. Но не следует забывать, что ведущая роль в данном случае все же принадлежит учителю. Он добирает необходимый дидактичный материал, определяет приемы его овладения и т.п. В частности, с помощью анкетирования следует узнать, как восприняли ученики программное произведение. Это поможет сориентироваться в содержании и объему материала, который изучается, формах и средствах его овладения.

Формировать умение критически мыслить следует практиковать уже из 5 класса. Но отмечу, нет какой-то одной методики, руководствуясь которой, можно было бы научить критическому мышлению. Главное - на каждом уроке учить учеников анализировать информацию, ставить ее под сомнение, адаптировать к определенным условиям, принимать или отбрасывать. Как практически прививать критический подход к овладению материала уроков?

Например, 5 класс. Г. К. Андерсен. "Снежная королева".

И этап урока. Мотивация.

Задание (взято из контекста урока РСР. Перевод произведения от имени героя"). Путем гронирования с помощью определенных знаков-символов определить роль людей, зверел и птиц, которых встречала Герда во время поисков Кая:

Ø помощь

Ø препятствование

Ø из определенных причин нейтральная позиция.

II этап урока

Задание. Выразить свое отношение к персонажам произведения. Прием, уже освоенный учениками, осложняется учителем. В результате совместной активной работы создается схема:

Принц и принцесса

Семейство ворона Маленькая разбойница

Овал: ГЕРДА

Волшебница

Олень

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Сущность деятельности педагога дополнительного образования в области профессиональной ориентации школьников
В настоящее время система профориентационной работы педагога дополнительного образования включает в себя деятельность по следующим направлениям: 1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию. 2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная н ...

Особенности преобладающих стилей семейного воспитания в воспитательных системах семей учащихся
Анализируя анкетные данные, беседы с родителями и учащимися можем выделить четыре модели отношений между взрослыми и детьми: Семьи, уважающие детей. Детей в таких семья любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь, развиваю ...

Технология работы социального педагога с семьями группы риска в микрорайоне
Социальный педагог – ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне её, в сфере семьи, ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru