Формирование в учеников критически мыслить

Страница 1

Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами.

Потек информации в наши сутки невозможно овладеть эрудированному человеку. Поэтому задание школы заключается не в передаче этой информации (знаний) своим воспитанникам, а в формировании умений и навыков получить эту информацию, самостоятельно овладевать ею, критически осмысливать. Знание - это не раз и навсегда дано, а то, которое подлежит постоянному обновлению, углублению и совершенствованию. Вот почему учитель должен учить добывать их не путем накопления, составления в коморку, а - восприятия, критического мышления.

Такие знания содействуют развитию и самореализации личности. А представление их в значительной мере решается через внедрение инновационных технологий, в частности чтения и письма для развития критического мышления (ЧПКМ). Убедилась, что формы и методы работы по отмеченной технологии направлены на формирование в учеников таких черт, как способность самостоятельно добывать необходимые знания, умело применять их на практике и тому подобное. Технология ЧПКМ помогает ученику упорядочивать потек информации, добирать из изученного материала главное, которое способствует его лучшему восприятию и усвоению, Использование этой технологии создает на уроке атмосферу поиска, творчества и сотрудничества, разнообразит работу, обеспечивает углубление в литературное произведение, эффективное общение с писателем и его героями. Уроки за методикой ЧПКМ далеки от авторитарности. Это своеобразный диалог, где учитель и ученики создают единственный ансамбль, в котором каждая сторона заинтересована в поиске истины. Но не следует забывать, что ведущая роль в данном случае все же принадлежит учителю. Он добирает необходимый дидактичный материал, определяет приемы его овладения и т.п. В частности, с помощью анкетирования следует узнать, как восприняли ученики программное произведение. Это поможет сориентироваться в содержании и объему материала, который изучается, формах и средствах его овладения.

Формировать умение критически мыслить следует практиковать уже из 5 класса. Но отмечу, нет какой-то одной методики, руководствуясь которой, можно было бы научить критическому мышлению. Главное - на каждом уроке учить учеников анализировать информацию, ставить ее под сомнение, адаптировать к определенным условиям, принимать или отбрасывать. Как практически прививать критический подход к овладению материала уроков?

Например, 5 класс. Г. К. Андерсен. "Снежная королева".

И этап урока. Мотивация.

Задание (взято из контекста урока РСР. Перевод произведения от имени героя"). Путем гронирования с помощью определенных знаков-символов определить роль людей, зверел и птиц, которых встречала Герда во время поисков Кая:

Ø помощь

Ø препятствование

Ø из определенных причин нейтральная позиция.

II этап урока

Задание. Выразить свое отношение к персонажам произведения. Прием, уже освоенный учениками, осложняется учителем. В результате совместной активной работы создается схема:

Принц и принцесса

Семейство ворона Маленькая разбойница

Овал: ГЕРДА

Волшебница

Олень

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Историческое начало педагогической технологии
Когда педагог строит воздействие на ученика, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется пе ...

Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания природы дошкольниками
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональ ...

Система ценностей и ее трансформации в современной России
Не менее важной проблемой в современной социокультурной ситуации является вопрос о смысле жизни. Очень сложно ответить сегодня на вопрос, чем живет нынешнее поколение. Да и не каждый человек знает, ради чего он живет. Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно - по ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru