Характеристика УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Характеристика УМК "Школа XXI века" с точки зрения наличия заданий, способствующих развитию речи младших школьников

Страница 1

Рассмотрим особенности построения курса "Русский язык" в учебно – методическом комплексе "Школа XXI века".

Родной язык занимает центральное место среди общеобразовательных предметов средней школы. В школьной общеобразовательной системе большинства стран мира изучение родного языка занимает главенствующее положение. Связано это с той ролью, которую играет язык в жизни человека: ведь именно при помощи языка происходит общение между людьми.

Научить общению – это не значит научить языку. И изучение языка совсем не предлагает автоматического улучшения общения между людьми.

При понимании огромной значимости изучения, родного языка до сих пор идут споры о том, чему учить и как учить.

Авторы "Школа XXI века" учебно – методического комплекса Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, считают, что в основе обучения русскому языку в школе лежат три цели:

1. Познакомить учащихся с основами лингвистических знаний.

2. Сформировать навыки грамотного, безошибочного письма.

3. Сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи).

Практически все существующие на сегодняшний день программы изучение русского языка выделяют эти три центральные цели обучения.

В последнее время тема развития речи необыкновенно популярна, она находит свое отражение и в научных статьях, и в пособиях, и конечно в учебниках по русскому языку. К сожалению, среди последователей и практиков нет единства понимания того, что такое речь и как ее следует развивать. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю, Романова (авторы комплекта) придерживаются той точки зрения, которая была высказана в начале двадцатого века швейцарским лингвистом Фердикандом де Соссюром и которая легла в основу современной лингвистики: речь представляет собой реализацию языка в конкретной ситуации.

Отсюда два принципиальных замечания:

1. язык и речь не одно и то же;

2. по своей природе речь ситуативна.

Эти два замечания с точки зрения, не позволяет подходить к развитию речи так, как это происходит сейчас. Только в конкретной речевой ситуации могут быть сформированы умения, помогающие ученикам правильно создавать собственные тексты, ведь именно это – правильное создание собственных текстов – и является, в конечном счете, целью занятий по развитию речи.

Традиционно принято говорить об одновременном развитии как устной. так и письменной речи. Однако это опять – таки противоречит научным представлениям. Дело в том, что письменная речь не является простым переводом устной речи в письменные знаки, а овладение письменной речью – это не просто усвоить техники письма. Поэтому авторы комплекта считают совершенно необходимым разведение работы по развитию речи учащихся по двум предметам: письменная речь развивается на уроках русского языка, а устная – на уроках риторики (см. учебный комплекс "Детская риторика" под редакцией профессора Т.А. Ладыженской.)

Каждая из поставленных целей обучения русскому языку должна достигаться в рамках отдельного урока, а это значит, что и уроки по развитию речи не должны включать материал, связанный с изучением единиц языка и правописания. Только при соблюдении этого принципиального, с точки зрения С.В. Иванова и др. условия, возможна полная, а главное, правильная реализация тех целей обучения на уроках русского языка, о которых говорят авторы.

Уроки русского языка в школе должны в первую очередь сформировать у ученика умения правильно, без ошибок создавать собственный текст, причем как устный, так и письменный. Упражнения учебника призваны развить способности школьника, связанные с письменной речью.

Работа по развитию речи письменной реи начинается знакомством с центральным понятием – текстом. Мы должны научить учеников видеть текст как цельную по форме организацию авторским замыслом. Необходимо обратить их внимание на последовательность предложений в тексте, на способность текста члениться, на типы текстов описание, повествование, рассуждения. Мы должны познакомить учеников с планом текста, научить из составлять план текста и писать текст по заданному плану. Иными словами, во втором классе четко отрабатывается структура текста. Необходимо отработать такие понятия, как правильность, логичность, четкость, богатство, выразительность, лаконичность речи. Это направление в работе по развитию речи можно назвать работой по культуре речевого высказывания (такая работа с текстом начинается в третьем классе).

Следующие направление – работа над жанрами письменной речи: здесь и учебные жанры – изложение, сочинение (ученики начнут знакомиться с этими жанрами в третьем классе), рецензия, отзыв, реферат, и бытовые жанры – записка, поздравление, письмо.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Трудности, связанные с источником информации
В процессе обучения аудированию используются аудиовизуальные и аудитивные источники информации. К аудиовизуальным источникам информации относятся: изобразительная наглядность (картины, слайды), сопровождаемая рассказом учителя, озвученные диафильмы и кинофильмы, телевидение и речь учителя. К аудити ...

Защита собственных проектов
Такие возможности обеспечивает метод „Защита собственных проектов”. Он направлен на активизацию умственных способностей ученика, формирования у него критического мышления, постижения в первую очередь себя как личности. Эффективность применения метода зависит от многих факторов: меры овладения класс ...

Разработка критериев оценки учащихся
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, суждение. Критерии оценки работ учащихся определяются исходя из поставленных перед ребятами целей и задач. Однако, существуют обязательные требования для получения высоких результатов: · Отличная готовность ученика к уроку и восприя ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru