Организация рабочего места учащегося

Страница 1

Под рабочим (учебным) местом понимается определенная часть площади мастерской или цеха, находящаяся в ведении отдельного учащегося или бригады учащихся с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-производственных заданий. К элементам учебного места относятся:

• площадь, необходимая для нормальной работы и ограниченная расположением используемых средств труда;

• оборудование, механизмы и приспособления, на которых производится работа;

• устройства для расположения и хранения материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, отходов (стеллажи, подставки, тара и т. п.);

• устройства для расположения и хранения инструментов, приспособлений и технической документации (различные полки, рамки и пр.);

• подъемно-транспортные средства, закрепленные за данным рабочим местом (тали, тележки и т. п.);

• устройства, обеспечивающие нормальную трудовую обстановку и безопасные условия труда (местное освещение, вентиляция и охлаждающие устройства, различного рода ограждения, предусмотренные техникой безопасности);

• место для самого учащегося или бригады и приспособления для удобной работы (подставки для ног, стулья).

Рабочее место необходимо организовать таким образом, чтобы были обеспечены условия для прохождения всех тем программы производственного обучения. На первом году обучения можно пользоваться оборудованием, не являющимся современным в полном смысле слова, однако вполне исправным и годным для обучения выполнению основных работ.

Ясно, что на изношенном станке нельзя научить точным работам, на старых неправильно установленных тисках усвоить правильные приемы работы, на плохо организованном рабочем месте изучить передовые методы труда.

Организация рабочих мест должна способствовать снижению утомляемости учащихся, исключать бесцельное расходование их сил, так как проведение упражнений в то время, когда учащиеся утомлены, сильно замедляет формирование навыков.

На каждом рабочем месте должны быть обеспечены безопасные условия труда, сохранность оборудования.

Учащихся надо учить соблюдению основных требований к организации рабочих мест:

• все необходимое для работы должно находиться под рукой, так чтобы можно было сразу найти нужный предмет;

• инструменты, приспособления и материалы располагают так, чтобы их можно было брать соответствующей рукой: что берут правой рукой — справа, левой — слева; наиболее часто употребляемые во, время работы инструменты размещают поближе;

• все используемые предметы рекомендуется располагать примерно на уровне пояса;

• не следует класть один предмет на другой или на отделанную поверхность обрабатываемого изделия;

• документацию (чертежи, технологические или инструкционные карты, наряды и др.) надо держать в удобном для пользования и защищенном от загрязнения месте;

• заготовки и готовые детали следует хранить так, чтобы они не загромождали проходы и не приходилось часто нагибаться или принимать неудобное положение, когда надо брать или укладывать их;

• легкие предметы рекомендуется класть выше тяжелых.

От размещения на рабочем месте заготовок, инструментов, приспособлений, обработанных деталей зависит создание удобных, высокопроизводительных и безопасных условий для работы учащихся. При этом необходимо учитывать зоны досягаемости рук в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Они позволяют определить, на каком расстоянии от учащегося должны быть размещены предметы, которыми он пользуется в процессе работы (оргоснастка, материалы, заготовки, инструменты и пр.). Наиболее удобная оптимальная (нормальная) зона досягаемости определяется полудугой с радиусом примерно около 350 мм для каждой руки. Максимальная зона — 550 мм без наклона корпуса и 650 мм с наклоном не более чем на 30° для учащегося среднего роста. Расположение предметов дальше указанных пределов повлечет за собой ненужные движения, большие наклоны корпуса, что вызовет дополнительные затраты рабочего времени, увеличит утомляемость учащегося и снизит производительность труда.

При организации рабочих мест и расстановке вспомогательного оборудования необходимо исходить из того, чтобы учащиеся выполняли наиболее простые движения. По возможности должны быть устранены движения, требующие участия корпуса; для этого все предметы и в первую очередь заготовки следует разместить так, чтобы учащийся брал их не наклоняясь.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Векторные диаграммы импульсов в задачах о столкновениях частиц
Остановимся на механическом описании процессов неупругого и упругого соударений, имеющем прикладное значение в разных разделах физики. Рассмотрим сначала "самопроизвольный" (без воздействия внешних сил) распад частицы на две составные части - на две частицы, движущиеся после распада незав ...

Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...

Особенности осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности
Проанализировав понятие "самореализация учащихся", перейдем к анализу различных подходов к рассмотрению особенностей механизма осуществления учащимися самореализации в какой-либо деятельности. Начнем изучение процесса внутреннего движения личности к самореализации с рассмотрения теоретиче ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru