Задания, способствующие развитию речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Задания, способствующие развитию речи младших школьников

Страница 8

Психолог Галина Панина предлагает пополнить педагогическую копилку учителей 1-2-х классов, он рассказывает о небольшой практической программе "Речевая ритмика", на страницах газеты "Начальная школа" и "Здоровье детей".

"Речевую ритмику" можно использовать во время физкультминуток – как во время урока, так и на переменах.

Использование приемов "речевой ритмики" необходимо для детей с утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, тревожностью, что особенно свойственно ребятам с речевыми проблемами. Практикой доказано благотворное влияние подобных физкультминуток не общее психическое состояние каждого ученика в классе. Речевые игры, включающие естественные движения и устную речь, развивают познания активность ребенка. Они затрагивают его интересы, фантазию и воображение. При помощи этих естественных движений ребенок выражает свои эмоции, учится управлять ими, что играет важнейшую роль в его общении в целом и в формировании коллектива класса.

Для простоты использования игры "речевой ритмики" разделены на несколько этапов:

Работа с темпом

Работа с логическими ударениями

Работа над интонациями.

При работе над интонацией движения ребенка носят естественный характер. Они включают в себя и естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания, гнева и т.д. Характер этих движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких. При помощи этих эмоционально окрашенных движений происходит знакомство ребят на физкультминутках с различными интонациями. Регулярное использование интонационных речевых игр учит детей управлять своими эмоциями, употреблять их в нужных ситуациях, что играет важную роль в становлении процесса общения детей в классе.

Учитель Никулина Л.И., города Кирова, предлагает нетрадиционные приемы развития устной речи.

Дети хотят и умеют высказывать мысли, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны такие приемы, которые внешне отвлекают ребенка от задачи – "развивает речь" - и одновременно служат этой цели.

Никулина Л.И. предлагает речевые игры.

"Шкатулка сказок"

В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: "Раз, два, три! Ну-ка сказка, выходи!" Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. достали красный - это костер, желтый – цыпленок. Сказку можно начинать: "Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру. Достали черный кружок – это туча. "Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас". Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например: зеленый кружок – он то огурец, то росток, то листок, то пуговица, то горошина.

"Узнай меня".

Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части. для чего, что ест, где живет, и т.д. не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.

Ученик говорит: "Это предмет живой". Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду". Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: "Из горячего колодца через нос водица льется". Задумались, почему, это про чайник, ведь так можно сказать и про самовар. Решили придумать более точную загадку.

"Бывает – не бывает".

Дети придумывают разные предложения: выпал снег; Поезд отправляется в 12 часов; Волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или не бывает.

"Что такое хорошо и что такое плохо?"

Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: "Стакан красивый. на нем яркая наклейка- это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо". А другие утверждают: "Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячи чай трудно держать – это плохо". Итак мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке, друге, и т.д. (Приложение №7).

Учителя Веселолопанской средней школы Белгородского района предлагают использовать на уроках развития речи теста – модели.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Педагогические заметки:

Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта младших школьников
Термин "эмоциональный интеллект" появился в американской психологической литературе в начале 90-х годов XX века. Джон Мэйер и Питер Сэловей первыми дали научное определение этому понятию и разработали первую модель эмоционального интеллекта. Они определяют эмоциональный интеллект как стру ...

Контрольно-оценочная деятельность при безотметочном обучении
Контроль и оценка результатов учебной деятельности млад­ших школьников является существенной составляющей процес­са обучения и одной из важных задач педагогической деятельно­сти учителя. Система контроля и оценки учебной работы школьника не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвое­н ...

Целостность содержания народного воспитания
Дагестанские педагоги исследовали отдельные направления воспитания у народов Дагестана: трудового (Пашаева Р. М.), нравственного (Магомедова 3. М.), эстетического (Магомедов А. М.). Такой подход, на наш взгляд, нарушает принцип целостности содержания народного воспитания. Обращение только к одним н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru