Психолог Галина Панина предлагает пополнить педагогическую копилку учителей 1-2-х классов, он рассказывает о небольшой практической программе "Речевая ритмика", на страницах газеты "Начальная школа" и "Здоровье детей".
"Речевую ритмику" можно использовать во время физкультминуток – как во время урока, так и на переменах.
Использование приемов "речевой ритмики" необходимо для детей с утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, тревожностью, что особенно свойственно ребятам с речевыми проблемами. Практикой доказано благотворное влияние подобных физкультминуток не общее психическое состояние каждого ученика в классе. Речевые игры, включающие естественные движения и устную речь, развивают познания активность ребенка. Они затрагивают его интересы, фантазию и воображение. При помощи этих естественных движений ребенок выражает свои эмоции, учится управлять ими, что играет важнейшую роль в его общении в целом и в формировании коллектива класса.
Для простоты использования игры "речевой ритмики" разделены на несколько этапов:
Работа с темпом
Работа с логическими ударениями
Работа над интонациями.
При работе над интонацией движения ребенка носят естественный характер. Они включают в себя и естественные жесты, связанные с выражением смеха, отрицания, гнева и т.д. Характер этих движений различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких. При помощи этих эмоционально окрашенных движений происходит знакомство ребят на физкультминутках с различными интонациями. Регулярное использование интонационных речевых игр учит детей управлять своими эмоциями, употреблять их в нужных ситуациях, что играет важную роль в становлении процесса общения детей в классе.
Учитель Никулина Л.И., города Кирова, предлагает нетрадиционные приемы развития устной речи.
Дети хотят и умеют высказывать мысли, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.
Нужны такие приемы, которые внешне отвлекают ребенка от задачи – "развивает речь" - и одновременно служат этой цели.
Никулина Л.И. предлагает речевые игры.
"Шкатулка сказок"
В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель открывает крышку, а дети говорят: "Раз, два, три! Ну-ка сказка, выходи!" Они по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, по ним затем легко восстановить сказку. достали красный - это костер, желтый – цыпленок. Сказку можно начинать: "Во дворе горел костер. Увидел его цыпленок и побежал к костру. Достали черный кружок – это туча. "Испугалась туча, что цыпленок обожжет перья. Полила она костер дождем, он и погас". Дети достают еще кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать кем угодно. Например: зеленый кружок – он то огурец, то росток, то листок, то пуговица, то горошина.
"Узнай меня".
Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, части. для чего, что ест, где живет, и т.д. не называя его самого. Остальные ученики угадывают, о чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.
Ученик говорит: "Это предмет живой". Он бывает из металла, бывает эмалированный. Его можно встретить на кухне. У него есть брюшко, ручка, крышка, носик. В нем кипятят воду". Все догадались, что это чайник. Кто-то вспомнил загадку: "Из горячего колодца через нос водица льется". Задумались, почему, это про чайник, ведь так можно сказать и про самовар. Решили придумать более точную загадку.
"Бывает – не бывает".
Дети придумывают разные предложения: выпал снег; Поезд отправляется в 12 часов; Волк залез на дерево. Класс хором утверждает: бывает это или не бывает.
"Что такое хорошо и что такое плохо?"
Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки. Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: "Стакан красивый. на нем яркая наклейка- это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо". А другие утверждают: "Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячи чай трудно держать – это плохо". Итак мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке, друге, и т.д. (Приложение №7).
Учителя Веселолопанской средней школы Белгородского района предлагают использовать на уроках развития речи теста – модели.
Педагогические заметки:
О возможности применения векторных многоугольников
для решения физических задач
Применение векторных способов, требующих знания основ тригонометрии (в частности, теорем синусов и косинусов), для решения задач механики в непрофильном 9 классе базовой школы вряд ли эффективно в силу недостаточной математической подготовки учащихся. Эти способы рассчитаны на учащихся классов с уг ...
Содержание и методика занятий по трудовому обучению в
специальных дошкольных учреждениях
Занятия со старшими дошкольниками являются самым сложным периодом обучения труду. Это объясняется разнородностью состава детей по степени сформированности уровня трудовой деятельности. Поэтому перед нами в первую очередь стояла задача адекватной оценки состава дошкольников и их знаний и умений. В о ...
Профессионально - этическое воспитание
Профессиональная этика - система моральных норм и моральных принципов поведения людей в определенной профессии. Это и общие нормы нравственного поведения в их специфическом выполнении, а также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют сп ...