Задания, способствующие развитию речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Задания, способствующие развитию речи младших школьников

Страница 5

Активное развитие речи младших школьников связано с детским сочинительством, фантазией, воображением. Материал для такой работы представлен в рубриках "Все равно тебе водить", (сочинение считалки), "Сочиняем загадку". Особое место среди этих рубрик занимает "Лукоморье", здания которого помогут разбудить фантазию, воображение детей.

В конце каждой главы представлен материал для учителя под рубрикой "Это интересно".

В книге "Речевые секреты", задания по развитию связной речи учащихся начальных классов были опробованы в различных городах и регионах.

Как обучать детей, чтобы они понимали прочитанный текст? Учителя – методисты Пушкинского района Е.М. Плюскина, Н.В. Слободова, Г.Д. Молчанова, предлагают "Упражнения по развитию речи детей и улучшению техники чтения". Эти задания обогащают словарный запас детей, уточняют многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного. Упражнения можно использовать как для устных, так и для письменных работ.

Хорошим упражнением для детей будет так же выбор непонятного слова в заданном отрывке какого- либо рассказа и поиск толкования этого слова в словаре. Ребенок читает найденное толкование слова вслух, а дети должны найти это слово в тексте и выписать. Этот прием способствует чтению текста с повышенным интересом к значению слова.

Такое же задание (по поиску толкования слов) дети могут выполнять при чтении орфографического словаря. А на следующем уроке по данному толкованию дети пытаются вспомнить значение слова.

Упражнение по развитию речи детей и улучшению техники чтения.

Детям раздаются карточки. Каждый ребенок по очереди вслух читает свое задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения. Для письменных работ дается задание: переписать без ошибок и дописать ответ. Учителя легко могут сами составлять подобные упражнения.

Река падает с горы и образует ….

Люди, которые ловят зверей, называются ….

Мать отца или матери зовется ……

Снежную бурю называют …

Размолотые в порошок хлебные крошки называются …

Такое задание (по поиску толкования слов) дети могут выполнять при чтении орфографического словаря. А на следующем уроке по данному толкованию дети попытаются вспомнить значение слова.

Карточки – задания:

Маскарад – 1. Бал, гулянье, участники которого надевают маски, костюмы. 2. Обман, притворство.

Кубарем – Вертясь, стремительно.

Материк - Пространство суши, омываемое морями и океанами. У моряков: суша, земля.

Валежник – Сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Лелеять – Нежить, холить, заботливо ухаживать за кем - нибудь.

На страницах журнала "Начальная школа" Г.Б. Чернова предлагает упражнения для развития устной речи младших школьников и включает в работу элементы звуковой стороны речи.

Звуковая сторона, принадлежность устной речи, является не только обязательной формой ее материального существования, Нои одним из важных факторов ее выразительности. От звукового оформления зависит эмоциональность речи, ее способность оказывать определенное воздействие на слушателей. Поэтому в работу над развитием устной речи школьников в качестве обязательного элемента Чернова Г.Б. включает работу над звуковой ее стороной.

Было бы ошибочно считать, что работы над звуковой стороной служит только развитию устной речи учащихся. От уровня развития произносительно – звуковой культуры детей (четкость дикции, умение определять место ударения в слове) зависит их орфографическая грамотность. С работой над звуковой стороной речи тесно связано и формирование пунктуационного навыка.

Работу Чернова Г.Б. начинает с отработки чистого произношения звуков, используя на уроках комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивающих умение слушать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.

1. Отчетливо произнести слоги:

(тихо – чуть громче – громко- вполголоса – тихо)

ди – дэ – да – до – ду – ды

то – ддо – ту – оду – ты – дды.

2. Отчетливо и быстро читай слоги:

га – го – гы – гэ – гу

гя – Ге – ги – Ге – гю.

3. Доскажи строку:

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш –аш – аш ……………

4. Доскажи слово:

Ра – Ра – Ра – вышла в тундру (детвора)

Ры – ры – ры – их кусают (комары).

Чтобы научить детей внятно и четко произносить слова, чисто выговаривать все звуки речи, используют чистоговорки, которые необходимы в качестве тренировочных упражнений для развития голосового аппарата (произносить громко. тихо, шепотом), темпа речи (произносить быстро, умеренно, медленно).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Педагогические заметки:

Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх
Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руковод ...

Другие образовательные учреждения по подготовке кадров для органов и войск МВД России
Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар) Астраханский филиал (г. Астрахань) (преобразован в суворовское училище МВД России) Махачкалинский филиал (Республика Дагестан, г. Махачкала, пос. Ленинкент) Новороссийский филиал (Краснодарский край, г. Новороссийск) Ставропольский филиал (г. Став ...

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждающие положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии
В России в настоящее время психокоррекционная практика использования разных видов арттерапии с детьми с отклонениями в развитии представлена в работах Ю. Б. Некрасовой «Библиотерапия на подготовительном этапе социальной реабилитации заикающихся», Б. И. Айзенберг, Л. В. Кузнецовой «Психокоррекционна ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru