Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы

Информация о педагогике » Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой » Влияние музыки человека: психологические и физиологические факторы

Страница 1

Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека, накопленный тысячелетиями.

В древности выделяли 3 направления её влияния на человека:

1) на духовную сущность;

2) на интеллект;

3) на физическое тело.

Эти известные с древности направления подтверждены и обоснованы современными учёными, которые определили, что музыка обладает несколькими видами воздействия:

Психо-эстетическим – возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд.

Физиологическим – с помощью музыки отлаживаются отдельные функции организма.

Вибрационным – звуки активизируют различные биохимические процессы на клеточном уровне.

Учеными было доказано, что воздействие музыки зависит и от вкусов и предрасположенности самого слушателя. Мелодии, которые ему субъективно нравятся, способствуют нормализации артериального давления, в то время как нелюбимая музыка дает противоположный эффект (сужение сосудов, перебои сердечного ритма).

Нормальное человеческое ухо воспринимает довольно широкий диапазон интенсивностей звука. При этом звуки музыки воспринимаются и проходят сложнейшую обработку в слуховом анализаторе, в частности, в корковых структурах головного мозга (А.Н. Ремизов, А.Г.Максина, А.Я. Потапенко).

Человеческое ухо способно воспринять колебания в диапазоне 16-20000 Гц. Они могут оказывать весьма существенное влияние на различные биологические процессы.

Наиболее кратко и обобщённо процесс восприятия музыки и её воздействия на человека можно описать следующим образом: музыкальный инструмент (группа музыкальных инструментов, голос человека) издаёт последовательность звуков различной высоты, тембра, громкости, продолжительности, в определённом ритме и темпе, далее звуковой сигнал (серия сигналов) поступает в слуховую систему человека), далее проходит сложный процесс передачи сигнала в головной мозг, где происходит обработка сигнала и, в зависимости от ряда факторов, осуществляется процесс восприятия его человеком, пробуждение соответствующих ассоциаций и эмоций. Вместе с тем, существует и вибро-акустическое воздействие звуков музыки, оказывающих своё непосредственное физическое воздействие в зависимости на клеточном уровне на различные органы и системы организма человека от частоты (явление резонанса).

Воздействие той или иной музыки на человеческий организм и психику многогранно и зависит от многих факторов.

О том, что музыка может лечить, было известно еще в глубокой древности. Традиция лечения музыкой успешно развивалась в Китае и в Древней. В Ведах, одно из собраний текстов посвящено ритуальной музыке. В Библии, в Первой книге Царств повествуется о владении исцеляющим музыкальным искусством в среде древних евреев. В арабской, древнегреческой культуре, а также культуре античного Рима музыка также широко применялась в медицинской практике.

В.В. Козлов и др. указывают, что в древнем Китае она числилась по «ведомству мер и весов». По музыке, звучащей в народе, определялось его умонастроение и делались соответствующие выводы. Уже в те далёкие годы были начаты первые разработки в музыкотерапии - применении музыки в целях исцеления психики и тела человека.

В XVII-XVIII веках в Европе наметился значительный прогресс естествознания и влияние музыки изучалось с позиций физиологии. Прежде всего, исследовались реакции организма на прослушивание музыкальных произведений – изменение пульса, сердечной деятельности, ритма дыхания в зависимости от высоты и силы звука, тембра, тональности.

В XIX веке ученый российский учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как y животных, так и y человека. Согласно наблюдениям известного русского хирурга академика Б.Петровского, под воздействием музыки человеческий организм начинает работать более гармонично, поэтому он использовал музыку во время сложных операций.

Влияние музыки на физиологические процессы организма человека стало предметом исследования ученых разных стран. Так, было подтверждено, что:

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Виды чтения
В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. ...

Психолого-педагогические основы творческой активности детей старшего дошкольного возраста
Определяя влияние устного народного творчества на формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста, мы обратились к философским работам по проблемам творческой активности и художественного творчества (Е.А.Ануфриев, Ю.Б.Борев, Ю.Ф.Бухалов, Г.Л.Ермаш, А.И.Лилов, Я.А.Пономарёв и ...

Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru