Задания, способствующие развитию речи младших школьников

Информация о педагогике » Современные аспекты развития речи младших школьников » Задания, способствующие развитию речи младших школьников

Страница 7

При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций (например, сравнение, группировку, обобщение) и использует различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.

Комплексное воздействие на осознание обучаемого в такого рода упражнениях реализуется через специфический набор и необычную компоновку языкового материала, а также через постановку нетрадиционных заданий. В каждом виде упражнений предусмотрен определенный набор (или формируемый комплекс) предназначенных для развития русскому языку в начальной школе предусмотрено более пятидесяти формируемых комплексов. Некоторые из них мы рассмотрим.

Формируемый комплекс 3: речь, устойчивость внимания, творческое воображение, языковая интуиция, аналитико – синтетическое мышление. Пример задания, выполняемого в рамках темы "Род имен существительных".

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы:

1. р о е к к у а н ь

2. к о о з г о р л о д

3 м м а е л д и в е н д а ь

Используя из, отгадайте загадки.

1. Только этот водоем для него родимый дом. (Река, окунь).

2. Кого куда – то – запустили, ущерб огромный допустили? (Козел, огород).

3. Какой кустарник каждый день кому – то посещать не лень? (Малина, медведь).

Дайте характеристику полученной группе слов. Найдите в них общее и отличия. Напишите слова. группируя их по родам.

Практический опыт использования комплексных интеллектуально – лингвистических упражнений показал однозначный результат: возрастающий интерес учащихся к русскому языку, частое проявление у школьников положительных эмоций при их выполнении, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, быстрое формирование правильной, логичной, доказательной речи школьников, существенный рост их орфографической грамотности.

Л.О. Гончарова, логопед из Красноярского края, считает благодарным материалом для развития связной речи сказку, потому что именно она развивает речь и мышление сильнее любого другого средства, а яркие сказочные образцы заставляют вновь и вновь замирать сердце ребенка при создании фантастических картин.

Гончарова предлагает несколько нестандартных видов работы со сказкой, которые помогут в работе над связной речью и буду легко усваиваться детьми.

Хорошим подспорьем в обыкновенном пересказе сказки служит ее модель. Это поэтапная схема действий произведения. Использовать прием моделирования можно по-разному.

На первом этапе рассказывается сказка и по ходу идет работа с готовой пространственной моделью. Затем, уточняется, какой значок на модели обозначает тот или иной персонаж, о чем рассказывает тот или иной этап модели и полностью рассказывается сказка, используя модель, которая помогает лучше понять события, проследить и выстроить логику сюжета.

Когда отработан этап работы с готовой пространственно моделью, предлагается ребятам самостоятельно построить модель сказки. Здесь можно использовать работу в парах или группами.

Когда учащиеся уже знают много сказок, пора ставить перед ними более сложные задачи – составление плана модели. Часто большое произведение располагается у ребят на ряд не связанных между собой эпизодов. Моделирование же помогает выделить в сюжете главное. Принцип работы с планом – моделью тот же, что и с моделью – подсказкой, но можно предложить и самостоятельно составить план – модель. План составлен. Слушаем пересказ.

Нравится детям сочинять сказки по готовым моделям. (Приложение №5). В этом задании модель является наглядным схематическим планом, который можно наполнить любым содержанием, оригинальным сюжетом.

Заключительным этапом работы по моделированию сказки могут быть конкурсы, викторины, на которых предлагаются следующие задания:

- составь сказку по предложенной модели:

- выбери из всех фигурок – заместителей необходимые для сказки;

- составь модель предложенной сказки.

Дети любят слушать сказки, но как правило, не умеют их сочинять. Л.О. Гончарова показывает несколько приемов, которые помогут постепенно вводить ребенка в роль сказочника.

Темы заданий близки детям, так как в них отражаются их жизней опыт, личные наблюдения за явлениями природы, за окружающей жизнью. Когда дети "оживляют" цветы, деревья, падающие листики, снежинки, ручейки и т.д. они пытаются создать художественные образы, что и является одной из основных задач обучения связной речи.

Для обучения развитию речи детей не случайно выбрана сказка. Ведь именно она близка интересам детей, любима ими, неизменно вызывает активность школьников, способствует развитию мышления, речи, абстрагирования, вводит ребенка в роль увлекательного рассказчика.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Педагогические заметки:

Методика разработки электронного учебного пособия по геометрии для 7-8 классов на основе информационного итегратора «Иерархия 2000»
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...

Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания крестьян. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы. Существенным отличием ...

Сотрудничество в сфере информатизации образования Чувашской Республики
Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики подписано соглашение о сотрудничестве в сфере информатизации общего образования министерством образования Пермского края. Проект соглашения предусматривает развитие информационных услуг для участников образовательного процесса по ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru