Остановимся на механическом описании процессов неупругого и упругого соударений, имеющем прикладное значение в разных разделах физики. Рассмотрим сначала "самопроизвольный" (без воздействия внешних сил) распад частицы на две составные части - на две частицы, движущиеся после распада независимо друг от друга. Наиболее просто процесс выглядит в системе отсчета, в которой частица до распада покоилась; в этой системе будет покоиться центр масс двух образовавшихся после распада частиц. Назовем эту систему отсчета Ц-системой. По закону сохранения импульса сумма импульсов обеих образовавшихся после распада частиц в Ц-системе равна нулю, т.е. импульсы частиц равны по модулю и направлены в противоположные стороны Модуль импульса
каждой частицы определяется из закона сохранения энергии:
(2.4 1)
где
и
- массы образовавшихся частиц,
и
- их внутренние энергии,
- внутренняя энергия исходной частицы. Тогда энергия распада
. (2.4 2)
Распад возможен при ε>0. Из (2.4 1) и (2.4 2) находим:
(2.4 3)
где
- приведенная масса образовавшихся частиц. Скорости частиц после распада в Ц-системе:
и
.
Перейдем к системе отсчета, в которой первичная частица движется до распада со скоростью
. Эту систему отсчета обычно называют лабораторной системой (JI-системой). Пусть скорость одной из частиц после распада в JI-системе равна
, а в Ц-системе равна
. Тогда
или
; (2.4 4),
, (2.4 5)
где
- угол выпета частицы по отношению к направлению скорости
. Зависимость скорости распадной частицы от направления ее вылета в JI-системе может быть представлена с помощью диаграмм (рисунок 8).

A
А
О
О
Рисунок 8.
Из рисунка 8 видно, что при
частица может вылететь под любым углом
; при
- только вперед под углом, где
Педагогические заметки:
Изменения показателей физической подготовленности школьников 5-6 классов
Результаты тестирования юношей и девушек 5-6 классов, занимающихся физической культурой по разработанной (экспериментальная группа) и обычной (контрольная группа) программе приведены в 1, 2, 4 и 5 таблицах. Из представленных данных следует, что исходный уровень физической подготовленности примерно ...
Вариант механизма работы с семьями группы риска
Этап 1. Работа с микрорайоном - Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы. - Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях. Например: Карта социального риска Выявлено _ семей, оказавшихся в социально опасном положении Проблемы семьи Количест ...
Перспективы развития художественного творчества детей
В настоящее время в российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, т.к. открываются возможности для разработки различных ва ...