Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Информация о педагогике » Самостоятельная работа учащихся на уроках истории » Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Страница 3

В зависимости от содержания изучаемой темы иногда целесообразнее составлять план вместе с учащимися по ходу рассказа: “О чем мы говорим в первой части рассказа? Что тут самое главное? Как можно выразить главную мысль коротко, но ясно, в одном предложении?”, такие вопросы, задаваемые учителем, активизируют внимание учащихся, содействуют осмысленному восприятию изучаемого материала, развивают их логическое мышление.

К составлению плана по ходу рассказа учитель прибегает в том случае, когда содержание урока позволяет сделать перерывы между его отдельными частями. Если же урок посвящен изложению целостного события, например Жакерии, тогда прерывать единую нить рассказа рассуждениями о плане не целесообразно. В этом случае план лучше дать или составить совместно с учащимися предварительно, в начале изложения.

Большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории, особенно 5-9-х классах, имеет применение метода беседы или элементов беседы при использовании других методов обучения. Элементы беседы можно использовать и в ходе рассказа, и при разборе наглядных пособий, и при анализе отрывков из исторических документов или произведений художественной литературы. Беседа используется как при изучении нового материала, так и при его закреплении, и при последующем опросе учащихся.

Большой эффект в развитии активного мышления учащихся и в осмысленном усвоении ими изучаемого материала, дает беседа при разборе и обобщении изложенных учителем исторических факторов. Вопросы, которые требуют анализа и синтеза изучаемого материала, заставляют учеников сознательно оперировать известными им фактами, выбрать из них то, что относится к данному вопросу, находить самостоятельное решение поставленной мыслительной задачи.

Особенно ценны вопросы, начинающиеся со слов “Почему?”, “Как вы думаете?”, “Как вы считаете?”. Они нацеливают учащихся на раскрытие причин изучаемых исторических событий и выявлений между ними причинно-следственных связей [10].

Беседа – это диалог по определенной теме, обмен мнениями людей. Эвристика – это основанное на опыте правило, поиск, стратегия, ловкий прием и т.д.

В эвристической (поисковой) беседе значительное место занимает активизация учащихся, которым функции доказательств и рассуждений передаются учителем. Причем вопросы поставленные для выяснения истины, усложняются с переходом учащихся в старшие классы. Излагая материал, учитель время от времени прерывает свое повествования и обращается к кассу с вопросом, рассчитанным на привлечение имеющихся у учащихся знаний для более глубокого понимания нового материала. Он предлагает классу самостоятельно сделать вывод и обнаружить закономерную связь явлений.

Педагог должен уметь вовлекать в активную деятельность всех учащихся и тем самым повысить эффективность урока. Нередко во время эвристической (поисковой) беседы нужно привлекать класс к письменному высказыванию своих соображений, установив для ответа жесткий лимит времени.

Для развития мыслительной деятельности учащихся, следует широко применять эвристический путь решения, представляющий сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий. Этот путь характерен тем, что “открытие” совершается не учителем при пассивном участии учащихся, а самими учениками под руководством учителя и с его помощью.

При этом учитель во время изложения новых знаний или накануне дает ученикам отдельные задания в сочетании с вопросами. Методом анализа и обобщений во время беседы создается проблемная ситуация. Для ее решения перед учащимися ставятся задачи на доказательство или опровержение отдельных положений, организуется вокруг проблемной, познавательной задачи для окончательного выяснения правильности решения. Самостоятельность учащихся в объяснении ими исторической действительности есть неуклонно развивающееся качество, а темп урока и его направленность зависят в первую очередь от системы обучения [7].

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Психофизиологические основы восприятия звуков
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что ил ...

Особенности активизации мыслительной деятельности учащихся старших классов на уроках математики
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Знания и правильно избранный путь их усвоения - предпосылка умственного развития учащихся. Основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. ...

Управление образовательными системами
В педагогической на­уке и практике все более усиливается стремление осмыслить це­лостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необ ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru