Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Информация о педагогике » Самостоятельная работа учащихся на уроках истории » Опрос учащихся по плану и применение беседы на уроках

Страница 2

- школа в период раннего средневековья;

- литература в период раннего средневековья и искусство рукописной книги;

- народное творчество.

Нередко учителя истории используют план и во время опроса учащихся. При помощи плана учитель добивается продуманных, осмысленных, а не механически заученных ответов учащихся. План помогает ему развивать активное мышление учеников при опросе.

Например, при опросе ученика, учитель спрашивает: “О чем ты сегодня расскажешь?” или “О чем ты сегодня будешь рассказывать? По какому плану ты это расскажешь? Что нужно рассказать по этому вопросу? Какой будет первый пункт плана твоего ответа?” .

Этими вопросами учитель направляет учащихся на последовательное раскрытие заданной темы, в результате чего их ответы всегда бывают четкими, немногословными и, в то же время, достаточно глубокими.

Использование плана при опросе учеников на уроках истории, помогает слабым ученикам более осмысленно учить заданный на дом учебный материал, улучшает их знания. Это можно подтвердить следующим примером.

Ученица 6-го класса, Валя П. училась по истории слабо. На предложение учителя: “Пожалуйста, расскажи главу параграфа”, – она отвечала очень путано, часто сбивалась, делала большие паузы, припоминая какой-либо трудный термин. На замечание о том, что надо лучше учить уроки, ученица Валя П. откровенно признавалась: “Я учила, а пересказать тему я не могу”, было ясно, что она просто заучивала урок механически и поэтому не могла дать осмысленного ответа. После этого учащимся было предложено отвечать урок по плану. В результате ученица научилась, как нужно пользоваться планом, ее ответы на уроках стали более осмысленными, ее знания по истории улучшились.

Подобных примеров можно привести немало. Ученикам предлагалось составить рассказ и в устной форме изложить его на уроке, предварительно составив план рассказа.

Ученикам 5-го класса, изучившим Историю Древнего мира, было предложено составить рассказ об Олимпийских играх, которые проводились в Древней Греции. Рассказ нужно составить от имени ученика или зрителя игр, на основе текста параграфа “Олимпийские игры в древности” с использованием дополнительной литературы. В рассказе следует указать:

Как возникли Олимпийские игры в Древней Греции?

Кто участвовал в Олимпийских играх?

Какие виды спорта существовали в Древней Греции?

Как проходила подготовка к играм?

Сколько дней проходили Олимпийские игры?

Что вам известно о великих древнегреческих спортсменах?

По итогам наблюдений можно сделать вывод о том, что применение плана содействует коллективной работе класса во время опроса, позволяет эффективнее сочетать опрос с фронтальной беседой с классом. Усвоив учебный материал последовательно, по плану, ученики слушают ответ вызванного товарища более внимательно, а имея перед собой план (или держа его в уме), они легче замечают пропуски и неточности в ответе и более активно участвуют в его разборе.

Однако следует учесть, что опрос по плану, может привести к схематизму в занятиях учеников, если учитель удовлетворяется только краткими ответами по пунктам плана. Поэтому важно добиваться от учащихся полноты изложения по данному вопросу, требовать доказательности и обоснованности ответов, оперирования всем материалам урока, а не только основными его фактами.

Следует также подчеркнуть, что опрос по плану не должен превращаться в университетский прием опроса. Его необходимо варьировать с другими приемами в зависимости от конкретного содержания изучаемой темы и от задачи, которые мы ставим перед собой в каждом конкретном случае. Научившись отвечать по плану, ученики начинают строить свои ответы строго последовательно даже тогда, когда опрос проводится без использования плана.

Большое значение для активации мышления учащихся имеет план изучаемой темы, составленный при их активном участии. Поэтому очень важно там, где возможно, привлекать учеников к составлению плана. Начиная урок, желательно спрашивать учеников: “Что мы будем узнавать при изучении новой темы?”. Иногда этот вопрос ставится риторически, и учитель отвечает на него сам. Однако постановка такого вопроса побуждает учащихся к активному мышлению, и они более внимательно следят за рассказом учителя, усваивая излагаемый материал не механически, а сознательно.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Особенности формирования организованной творческой среды в условиях детского сада
В формировании духовного мира ребёнка огромная роль принадлежит музыкально- театральному искусству. По словам В.А. Сухомлинского духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Музыка- язык чувств, а театр, по словам С.В. Образцова, - ...

Значение развивающей природной среды для развития самостоятельного познания природы дошкольниками
Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль. С точки зрения экологического образования можно выделить традиционные и нетрадиционные для дошкольных учреждений элементы развивающей предметной среды. В таблице перечислены функциональ ...

Коррекция характера у детей с умственной отсталостью
Прежде чем рассматривать данный метод коррекции, мы опишем формирование характера детей с нарушением интеллекта. Формирование характера у ребёнка с нарушением интеллекта. На формирование характера определенное влияние оказывает тип нервной деятельности. Однако, как это доказано многими исследования ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru