В зависимости от сложности задания, степень захвата учащихся поисковой деятельностью различна: от выступлений сравнительно небольшой группы наиболее подготовленных учеников до фронтального письменного ответа всего класса.
Независимо от качества активных участников, ученики, как правило, выполняют самостоятельно не все последовательные этапы поиска, а только некоторые, чередуясь с учителем. Поэтому иногда этот метод называется в исторической литературе частично-поисковым. Выбор вопросов для заданий должен способствовать формированию у учащихся умений и навыков анализа и сущности явлений общественной жизни (оценка исторических событий и их значения, выявление причинно-следственных связей, тенденций развития, сравнения родственных и противоположных событий и явлений, доказательство и опровержение концепций и т.п.) [7].
Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, убеждения. Таким образом, воспроизведение и творчество выступают как две стороны единого, целостного процесса развития мышления. Следует позаботиться о краткой и четкой формулировке задания. Наконец, поскольку при выполнении заданий первоначально какие-то выводы и обобщения учащиеся делают самостоятельно, обязательна проверка результата их работы и внесение в случае необходимости соответствующих коррективов.
Известно, какую большую роль в развитии мыслительной деятельности учащихся играют сравнения. Не случайно выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский считал, что “в дидактике сравнение должно быть основным приемом”.
Сравнением однородных фактов по их общему и отличительному признаку учитель подводит учащихся к пониманию общности этого признака. Таким образом, у учеников происходит формирование исторических понятий, в которых отражаются существенные, общие и специфические свойства изучаемых исторических явлений. Выработка и формирование понятий у учащихся имеет важное значение при обучении истории.
Учителя истории систематически упражняют учащихся в применении приема сравнения. Приведем такой пример.
На уроке в 5-м классе при изучении темы “Персидское царство в VI в. до н.э.” учитель задает при закреплении вопрос: “В чем было сходство между персидским, и египетским войском?”. Ученики ответили так:
“В пехоте служили свободные общинники – крестьяне-земледельцы”.
“Перед войском стояла задача завоевать чужие страны”.
“Войско служило для завоевания и также, чтобы держать рабов в повиновении”.
В беседе учитель использовал прием сравнения, при помощи которого помог ученикам выделить и обобщить сходные, существенные признаки изучаемых явлений. Сравнение при обучении истории находит широкое применение на всех этапах урока. Но особенно ценным является этот прием в заключительной части урока и при обобщающем повторении нескольких разделов на специальных повторительно-обобщающих уроках.
Таким образом, сообщение нового материала на уроке было построено на наглядном сопоставлении аналогичных явлений: известного ученикам из предыдущих уроках (египетские иероглифы) и нового, изучаемого на данном уроке (алфавитное финикийское письмо). Сопоставление дало учащимся возможность самостоятельно сделать вывод об отличительном преимуществе нового вида письма, помогло не только выделить существенные отличительные черты сопоставляемых явлений (письма), но и понять его развитие от иероглифов к алфавиту.
Сравнение важно не только для выделения общего в ряде однородных исторических явлений. При помощи сопоставлений мы подводим учащихся к пониманию коренных изменений, наступающих в результате развития исторических явлений.
Педагогические заметки:
Основные формы организации досуга
Существует несколько типов проведения свободного времени в зависимости от способности воспринимать тот или иной вид искусства. Очевидно, что «массовое искусство» отличается легкостью восприятия, доступностью, ориентацией на типичность, что и доказывает высокий уровень посещаемости развлекательных з ...
Концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деят ...
Содержание экспериментальной работы по
эстетическому воспитанию младших школьников с ЗПР
В системе эстетического воспитания младших школьников с ЗПР отдельное место отведено занятиям аппликацией. Она лучше, чем что-либо, совершенствует эстетический вкус и органы чувств, обогащает психику ребенка. Благодаря аппликации у ребенка формируется любовь к природе, способность воспринимать ее к ...