В современных условиях невозможно представить воспитание лишь в отдельной семье – изолированной от школы. Очень важно организовать процесс воспитания на основе взаимодействия семьи и школы.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения ребенка в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи ему минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у него творческого практического мышления, трудолюбия и сознания рабочего человека.
Трудовое воспитание имеет также своей задачей осуществление начального профессионального образования и профориентации, формирование трудолюбия, нравственных черт, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Эффективность трудового обучения, воспитания и профориентации возрастает в связи с участием старших подростков, юношей и девушек в производительном труде.
В целях трудового обучения в школе учащимися используется материальная база ученических производственных бригад, межшкольных УПК, учебных цехов, кооперативных объединений и подрядных бригад. Включение школьников в реальный труд является наиболее прогрессивной формой трудового обучения, позволяющей непосредственно участвовать в создании материальных ценностей, производственных отношениях и зарабатывать средства для удовлетворения личных потребностей.
Программы трудового обучения старшеклассников предусматривают широкий круг профессий. Профили трудовой подготовки определяются на местах с учетом потребностей народного хозяйства и наличия учебно-технической, производственной базы.
Важное значение имеют производственные экскурсии, расширяющие политехнический кругозор ребят, позволяющие им уточнить свои интересы и профессиональные склонности, формирующее такое нравственное отношение, как уважение к чужому труду.
Трудовое и начальное профессиональное обучение в школе носит общеобразовательный, общеразвивающий и политехнический характер.
Профессор Лихачев Л.П. считает, что первоначальный, самостоятельный практический производственный опыт позволяет лучше понять себя: свои способности, нравственное состояние, направленность интересов. Он является способом самопознания и трудовой закалки, создает основу для овладения любой профессией в будущем.
Поэтому воспитателям в школе, как и родителям в семье необходимо развить у ребенка нравственное отношение к труду, понимание своего общественного долга, полезности, необходимости трудиться, развить гражданское сознание, умение приносить пользу себе и людям.
Важную роль во взаимодействии школы и семьи в решении задач трудового воспитания играет деятельность классного руководителя.
Классный руководитель начиная с 1 класса должен строить воспитательную работу опираясь на семью, координируя и дополняя в своих действиях, направленных на развитие трудовых способностей у учащихся, трудовое воспитание в семье.
В связи с этим классный руководитель должен обладать педагогическими навыками в области развития трудовых способностей у детей. Например: Посещение производственных предприятий, организованные классным руководителем совместно с родителями, родительским комитетом, где дети непосредственно ознакомятся с производственным трудом. У учащихся разовьется интерес к труду, возможно кто-то из них задумается о будущей профессии. Такое взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании является очень эффективным методом наряду с трудовым воспитанием в семье.
В качестве критериев трудовой воспитанности школьников выступают такие показатели, как высокая личная заинтересованность и производительность труда и отличное качество продукции, трудовая активность и творческое, рационализаторское отношение к процессу труда, трудовая, производственная, плановая, технологическая дисциплина, нравственное свойство личности – трудолюбие.
Трудовое воспитание в семье и школе лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет психологический фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности, в верном служении Родине.
Итак, осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердило актуальность проблемы трудового воспитания в труде в семье.
Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии.
В современной семье должно осуществляться решение задач по формированию у ребенка нравственных черт в процессе трудового воспитания.
Материалы курсовой работы дали возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в семье – это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.
Педагогические заметки:
Я в мире профессии тренинги профессионального самоопределения для
подростков
В МОУ для детей МУК, помимо анкетирования активно проводятся тренинги призванные обеспечить самореализацию учащихся в выборе профессии. В данном разделе квалификационной работы мной будет предложена программа «Тренинги профессионального определения». Выбор профессии наиболее важное решение, которое ...
Виды контроля знаний учащихся
Методика контроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.) структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической и методической литературы, показывает, что основные направления методики контроля в разных источниках в существенном совпадают, но названия ...
Организация опытно-экспериментальной работы по эколого-экономическому
образованию в учебной деятельности младших школьников
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы №77 г. Ульяновска. Для проведения исследования было привлечено 30 учащихся вторых классов. Контрольную группу составили 15 детей 2 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 2 «А» класса. Экспериментальное исследование п ...