Развитие творческих способностей учащихся в инновационных технологиях обучения

Информация о педагогике » Возможности факультатива "Декорирование окон" в развитии творческих способностей учащихся » Развитие творческих способностей учащихся в инновационных технологиях обучения

Страница 2

Опишем некоторые из них:

Мозговой штурм

Мозговой штурм является одним из наиболее простых методов активизации перебора вариантов, быстрого генерирования идей для решения проблемы.

Упрощенный мозговой штурм применялся ни одно столетие. Известно, что у мореплавателей-европейцев, попадавших в сложные условия, применялся метод опроса «как быть» по кругу, начиная с самых младших по возрасту и рангу. В 1936 году появился современный вариант мозгового штурма, который сформулировал американский психолог Алекс Осборн. Однако еще в течение пяти лет метод оставался невостребованным, пока им не воспользовались в Англии, решая проблему борьбы с фашистскими подводными лодками.

В настоящее время этот метод широко и эффективно применяется в европейских странах при решении всяческих несложных (в большинстве нетехнических) проблем. Увы, у нас он используется ограниченно - чаще всего как форма досуга. Такие популярные телепередачи, как «Что? Где? Когда?», «КВН» и многие другие, являются типичным примером применения различных модификаций мозгового штурма (брейнсторминга).

В основе мозгового штурма лежит разделение процессов генерирования идей и их оценки. Метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и группы. Дело в том, что люди в группе по-иному реагируют на проблему, чем человек, рассуждающий в одиночестве; к тому же в группе снимаются определенные ограничения, резко возрастает возбуждение. Это позволяет на гребне психического подъема «выловить» из глубин подкорки тщательно спрятанную подсказку к решению задачи.

Существуют следующие основные модификации метода:

1. групповой прямой (группа участников ищет все возможные решенияпоставленной задачи);

2. групповой обратный (определяются недостатки в поставленной проблеме);

3. групповой поэтапный (сначала решается постановка задачи, затем вариантырешения, затем варианты реализации, варианты внедрения и т. д.);

4. индивидуальный (каждый участник должен за короткое время подать не менее одного оригинального предложения).

Не исключено и привнесение в метод добавочных условий, но общий принцип не изменен.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. К участию допускаются все желающие, без ограничения возраста, специальности, должности и т. п. Но желательно обойтись без руководителей. Руководителю лучше быть в роли эксперта-оценщика наработанного коллективом «портфеля идей».

2. Всякая критика запрещена; работа ведется вне зависимости от занимаемых участниками должностей; исключаются всяческие преследования участников со стороны руководства за качество предложенного.

3. Приветствуется высказывание любых идей («сумасшедших»,фантастических и т. п.), кроме явно «хулиганских».

4. После этапа генерирования продумываются и анализируются все идей без исключения.

После обсуждения, как правило, остаются 2-3 вполне реальных предложения. И хотя КПД метода невысок, работа с его применением проходит интересно в любом коллективе. Безусловно, что авторов наиболее удачных идей необходимо поощрять.

В учебном заведении, когда класс (группа) состоит из подростков 15-17 лет, нужно учитывать их желание быть одновременно и генераторами идей, и экспертами. Поэтому работу желательно проводить таким образом: вся группа делится пополам и даже садится отдельно. Одна подгруппа становится «генераторами идей», а другая - «экспертами». Впоследствии, во время работы по другой теме они меняются местами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...

Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников
Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единоду ...

Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный. Подчеркнем, ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru