Опишем некоторые из них:
Мозговой штурм
Мозговой штурм является одним из наиболее простых методов активизации перебора вариантов, быстрого генерирования идей для решения проблемы.
Упрощенный мозговой штурм применялся ни одно столетие. Известно, что у мореплавателей-европейцев, попадавших в сложные условия, применялся метод опроса «как быть» по кругу, начиная с самых младших по возрасту и рангу. В 1936 году появился современный вариант мозгового штурма, который сформулировал американский психолог Алекс Осборн. Однако еще в течение пяти лет метод оставался невостребованным, пока им не воспользовались в Англии, решая проблему борьбы с фашистскими подводными лодками.
В настоящее время этот метод широко и эффективно применяется в европейских странах при решении всяческих несложных (в большинстве нетехнических) проблем. Увы, у нас он используется ограниченно - чаще всего как форма досуга. Такие популярные телепередачи, как «Что? Где? Когда?», «КВН» и многие другие, являются типичным примером применения различных модификаций мозгового штурма (брейнсторминга).
В основе мозгового штурма лежит разделение процессов генерирования идей и их оценки. Метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и группы. Дело в том, что люди в группе по-иному реагируют на проблему, чем человек, рассуждающий в одиночестве; к тому же в группе снимаются определенные ограничения, резко возрастает возбуждение. Это позволяет на гребне психического подъема «выловить» из глубин подкорки тщательно спрятанную подсказку к решению задачи.
Существуют следующие основные модификации метода:
1. групповой прямой (группа участников ищет все возможные решенияпоставленной задачи);
2. групповой обратный (определяются недостатки в поставленной проблеме);
3. групповой поэтапный (сначала решается постановка задачи, затем вариантырешения, затем варианты реализации, варианты внедрения и т. д.);
4. индивидуальный (каждый участник должен за короткое время подать не менее одного оригинального предложения).
Не исключено и привнесение в метод добавочных условий, но общий принцип не изменен.
Необходимо соблюдать следующие правила:
1. К участию допускаются все желающие, без ограничения возраста, специальности, должности и т. п. Но желательно обойтись без руководителей. Руководителю лучше быть в роли эксперта-оценщика наработанного коллективом «портфеля идей».
2. Всякая критика запрещена; работа ведется вне зависимости от занимаемых участниками должностей; исключаются всяческие преследования участников со стороны руководства за качество предложенного.
3. Приветствуется высказывание любых идей («сумасшедших»,фантастических и т. п.), кроме явно «хулиганских».
4. После этапа генерирования продумываются и анализируются все идей без исключения.
После обсуждения, как правило, остаются 2-3 вполне реальных предложения. И хотя КПД метода невысок, работа с его применением проходит интересно в любом коллективе. Безусловно, что авторов наиболее удачных идей необходимо поощрять.
В учебном заведении, когда класс (группа) состоит из подростков 15-17 лет, нужно учитывать их желание быть одновременно и генераторами идей, и экспертами. Поэтому работу желательно проводить таким образом: вся группа делится пополам и даже садится отдельно. Одна подгруппа становится «генераторами идей», а другая - «экспертами». Впоследствии, во время работы по другой теме они меняются местами.
Педагогические заметки:
Вариант механизма работы с семьями группы риска
Этап 1. Работа с микрорайоном - Выявление социальной ситуации в районе. Постановка проблемы. - Составление карты «социального риска» района включает в себя сбор информации о семьях. Например: Карта социального риска Выявлено _ семей, оказавшихся в социально опасном положении Проблемы семьи Количест ...
Особенности изучения типа речи рассуждение в 5-8 классах
Знакомство с рассуждением в 5 классе начинаем после того, как дети познакомятся с особенностями описания и повествования. Рассматривая строение рассуждения, надо обратить внимание на принципиальное отличие этого типа речи от описания и повествования. Пятиклассники должны понимать, что содержанием о ...
Пестушки - один из основных видов русского детского
фольклора
Пестушки - старинное народное творчество - оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ...