Разработка технологии обучения преподавателям это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и созидательная деятельность, которую преподаватель, как правило, не фиксирует до тех пор, пока не начинает составлять календарно-тематический план или план учебного занятия.
В последние тысячелетия широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие обучающихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. К ним могут быть отнесены: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных профессиональных задач, имитация деятельности на тренажёре, выполнение практических заданий в процессе производственной практики, деловые игры и их элементы и др.
Названные методы в учебном процессе делают обучение активным, деятельным, контекстным. На решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы.
Новая образовательная парадигма ориентирована на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы студентов, самоконтроля, использования активных форм и методов обучения.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладение студентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Для активации познавательной деятельности студентов используются традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов.
Особенности активных методов обучения состоят в побуждении студентов к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Для широкого круга людей необходимы подталкивающие, наводящие вопросы, поставленные в соответствии с определенными методами. Такими методами, основанными на психологии человека, его эрудиции, а также на случайностях в поиске и переборе вариантов являются: мозговой штурм, метод фокальных ошибок, метод контрольных вопросов, метод семикратного поиска, например, морфологический анализ.
Конечно, задачи по своей трудности бывают разные, а решения к ним найти не так-то просто, особенно если пользоваться методом проб и ошибок. Человек может потратить всю свою жизнь и прийти к нулевому результату вовсе не от бездарности. Просто он занимался поиском в отдельном поле задач. И даже если бы проблемой занимался «кооператив современников», задача так бы и осталась неразрешимой. До 20-х годов нашего века акты творчества и представляли собой в массе хаотичные поиски с низким КПД. Однако рывок в науке и технике различных стран заставил перейти к наиболее эффективным методам творчества, отказаться от метода проб и ошибок. Начиная с 40-х годов, стали создаваться методы психологической активизации творчества, и сразу же заметно возросло количество и улучшилось качество технических новшеств.
Педагогические заметки:
Компьютер как современное техническое средство обучения и воспитания
Персональный компьютер (ПК) — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. П ...
Особенности подготовки педагога к занятиям в среднем специальном учебном
заведении
Каждое занятие в среднем специальном учебном заведении должно вносить конкретный вклад в формирование профессионально значимых качеств личности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития. Особенности специальных дисциплин, влияющих на содержание и характер подготовки преподавателя к за ...
Поощрение и наказание как средство педагогической коррекции
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости ...