Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения

Информация о педагогике » Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста » Потенциальные возможности занятий по изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в развитии творческого воображения

Страница 1

Разработанная нами методика «Мир детской фантазии» направлена на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством творчества на занятиях по рисованию. Методика рассчитана на один год (35 ч) при условии, что занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 мин.

В основу занятий были положены как ранее разработанные методики по изобразительной деятельности (Т.К. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина), так и собственные авторские наработки, касающиеся нетрадиционных приемов изображения (рисование тканью, свернутой в трубочку; «точечное рисование»; рисование по сжатой бумаге; оттиск целлофаном; рисование косметическими тенями), а также их сочетаний. Так, на одном занятии предусматривается и обрывание бумаги, и тычкование, и восковые мелки, и акварель; на другом - косметические тени, рисование по мокрой бумаге пальчиками.

Систему занятий построили с учетом дидактических принципов, приведенных ниже.

1. Принцип сознательности и активности, основанный на осознанном включении детей в творческую деятельность, самостоятельный поиск ими выразительных средств, использование нетрадиционной техники изображения, стремление к творческому самовыражению в продуктивных видах деятельности. Данный принцип предполагает использование таких методов и приемов как объяснение, разъяснение, беседу, наблюдения, показ нетрадиционной техники изображения, выразительных возможностей изобразительного материала.

2. Принцип наглядности, приобретающий особую значимость в дошкольный период. Для детей старшего дошкольного возраста характерно наглядно-образное мышление. Этот принцип позволяет формировать у ребенка художественно-эстетическое восприятие и вкус, эмоционально-чувственное отношение к действительности; предлагает просмотр картин известных художников, иллюстраторов; наблюдения за природными явлениями; посещение цирка и музеев.

3. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения, использование средств выразительности. Так, на первых занятиях детям предлагается научиться рисовать пальчиками, делать набрызг, а в конце учебного года их знакомят с разными видами монотипии, граттажа. Творчество необходимо развивать не только на занятиях, но и в повседневной деятельности через наблюдения, тематические беседы, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений. Предлагаемая тематика занятий ориентирована на изменения в природе и событий в социальной жизни.

4. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей. При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с такими, как космос, День защитника Отечества, перелетные птицы и др.Тематика занятий должна быть интересной, например, «День смеха», «Волшебный мир зверюшек и птичек», «Необычное животное» и др.

5. Принцип индивидуализации, построенный на учете индивидуально-личностных особенностей детей : темперамент, характер, интересы и др. Данный принцип реализуется через рисование по замыслу, свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения.

Ведущей формой обучения выступило занятие по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники изображения. Это способствует не только развитию творческого воображения у детей, но и повышению проявления эмоциональной отзывчивости, самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности. Работа проводилась в подготовительной группе детского сада №30, состоящей из 15 детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Педагогические заметки:

Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам
Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека. Освоение простейших музыкальных форм, сп ...

Психофизиологические основы восприятия звуков
Человек с самого рождения существует в постоянном окружении многообразных звуков. Воспринимая их, он ориентируется в среде, общается с другими людьми, обменивается опытом игровой, учебной и трудовой деятельности. В процессе слушания ребенок получает различную информацию. Во-первых, он узнает что ил ...

Система ценностей и ее трансформации в современной России
Не менее важной проблемой в современной социокультурной ситуации является вопрос о смысле жизни. Очень сложно ответить сегодня на вопрос, чем живет нынешнее поколение. Да и не каждый человек знает, ради чего он живет. Нравственный кризис, о котором заговорили во весь голос относительно недавно - по ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru