Психолого-педагогические основы обучения

Страница 9

Информационный интегратор «Иерархия-2000» разработан в популярной операционной системе Microsoft Windows на языке Visual Basic, благодаря чему данное программное средство обладает относительно компактным кодом и низкими системными требованиями. В системе реализован интуитивно понятный интерфейс, максимально опирающийся на стандартные элементы управления Windows и содержащий удобную систему помощи, что также упрощает работу с интегратором.

Следует отметить, что в ходе разработки Информационного интегратора был определен специализированный принцип размещения информации в учебных гипермедиа средствах. Данный принцип также является неотъемлемой частью технологии информационного интегрирования и используется в ходе обработки электронных иерархических систем понятий. Согласно этому принципу в электронном учебном гипермедиа-средстве наряду с информационными страницами должна присутствовать страница со структурой средства, так называемая карта, которая представляет собой иерархию заглавий всех страниц документа или структурированное оглавление. (рис. 5)

Рисунок 5.

При этом каждый элемент такой иерархии должен являться гиперссылкой на соответствующую страницу электронного средства обучения.

Указанный принцип регламентирует особенности построения всех остальных страниц электронного учебного средства. В заглавии каждой гипертекстовой или гипермедиа-страницы публикуется имя соответствующей вершины иерархической структуры, являющееся элементом тезауруса образовательной области. Все гиперссылки, предназначенные для навигации по учебному средству должны быть сгруппированы на экране в три основные группы. Первая из них содержит единственную гиперссылку на страницу, соответствующую вершине-родителю по отношению к данной вершине-странице. Иначе говоря, эта группа содержит гиперссылку на страницу, посвященную объемлющему понятию.

Вторая группа содержит гиперссылки на страницы, содержание которых уточняет или дополняет содержание текущей страницы. В иерархической структуре понятий таким гиперссылкам соответствуют вершины-потомки, для которых данная вершина является родительской.

И, наконец, третья группа гиперссылок указывает на страницы, информация которых имеет такой же как и у данной страницы смысловой уровень, что соответствует вершинам-братьям в электронной иерархии. Представления об этих ссылках можно получить из рисунка 6.

Рисунок 6.

Использование подобного принципа в автоматической генерации электронных средств обучения позволяет учащемуся легко ориентироваться в предлагаемой ему информации: изучая конкретный материал, он может в случае необходимости детализировать его, просмотреть описание аналогичных понятий или перейти к более объемлющему по смыслу материалу. Очевидно, что подобная методология работы с информацией нацелена на повышение индивидуализации процесса обучения.

Кроме того, в распоряжении педагогов и учащихся появляется алгоритм просмотра всех страниц учебного гипермедиа-средства, когда для одной страницы просматриваются все страницы-потомки, затем осуществляется переход к странице-брату. Если просмотр страниц-братьев и соответствующих им поддеревьев заканчивается, осуществляется переход к родительской странице и цикл просмотра повторяется уже для брата родителя. При такой навигации по электронному средству обучения учащийся не только знакомится со всей гипермедиа-информацией, но и получает полную картину межпонятийных смысловых связей для данной образовательной области.

При использовании технологии информационного интегрирования построение и оперативное изменение электронного учебника происходит в режиме работы с электронной иерархической моделью структуры его содержания и ее последующей обработкой. Автоматизация процессов создания и корректировки электронных средств обучения, используемых в сфере образования, на основе предлагаемых технологий позволит заменить привычную работу по написанию текстов на специальных языках созданием иерархических структур и соответствующих им информационных дополнений. Любое последующее изменение содержания учебного средства сводится к явному корректированию его структуры в Информационном интеграторе или присоединению к уже существующей иерархии необходимых информационных гипермедиа-статей и последующей пересборкой учебного средства. Любая корректировка электронного учебника или Интернет-сайта в этом случае занимает лишь несколько часов, после чего он сразу же готов к использованию в учебном процессе.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Педагогические заметки:

Особенности речевого дыхания у детей с речевой патологией
Речевое дыхание ринолаликов неправильно. Их произношение строится на толчкообразных движениях воздушной струи через нос. Расходуется при этом очень много воздуха и ребенку приходится набирать снова воздух в легкие. Вдох у ринолалика достаточно глубокий и полный, но выдох, в связи с дефектом, очень ...

Традиционный способ решения задач кинематики и динамики в школьном курсе физики
Векторная запись многих уравнений физики более полно отображает соответствующие процессы и является более простой и компактной, поэтому она нашла свое применение в современном школьном курсе механики (пример тому - векторная форма записи законов и формул динамики). Векторная форма уравнений в сочет ...

Характеристика деятельности Путятинского Центра народного творчества по патриотическому воспитанию младших школьников
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной диф ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru