Для простоты изложения будем относить к электронным средствам обучения электронные учебники и учебные пособия, гипермедиа-сайты, педагогические программные средства, имеющие информационное наполнение, и прочие публикации педагогической направленности, создаваемые и размещаемые с помощью информационно-вычислительной техники на средствах телекоммуникаций, магнитных, оптических и других информационных носителях.
Оперативность в разработке и корректировании электронных средств обучения частично может быть достигнута на основе использования популярных WEB-технологий и технологий гипермедиа. Однако оперативность необходима и в разработке информационного наполнения, в корректировании структуры и системы навигации электронных учебников, пособий, сайтов.
В данном параграфе описывается разрабатываемый в настоящее время теоретико-технологический подход, получивший условное название информационного интегрирования и заключающийся в интеграции (сборке) информационных составляющих согласно специально построенным структурам данных (иерархиям), отражающим смысловую подчиненность понятий – основы любого учебного предмета.
Рассмотрим технологию построения и автоматизации обработки подобных иерархий.
Как правило, содержание любого учебного курса в той или иной мере отражает содержание одной из предметных областей человеческого знания (или подмножества такой области). Более того, та часть предметной области, которая взята за основу учебного процесса получила название образовательной области. В работах С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна и других поднимались вопросы выделения множества понятий и логических связей между понятиями в конкретных предметных или образовательных областях. Подобные системы принято называть тезаурусами.
Говоря более точно, можно определить тезаурус как конкретный способ задания множества и отношений на нем. Например, традиционный общеязыковой тезаурус представляет собой алфавитный словник, где для каждого слова указаны содержащие его рубрики. Структура разделения рубрик на подрубрики задает родо-видовые отношения на множестве слов.
Если за Т
обозначить множество понятий, являющихся смыслообразующей основой данной образовательной области (глоссарий), а за V
- множество всех связей между элементами, то тезаурус Zv
можно рассматривать как отфильтрованное в соответствии с V
декартовое произведение множества Т
на само себя:
Zv = < T х
T > |v ,
где отношения между элементами множества Т
(логические связи между понятиями) и задают подобное произведение.
Более наглядно тезаурус Zvможно представить в виде таблицы:
t1 |
t2 |
t3 |
. |
tn | |
t1 |
v1 |
. | |||
t2 |
. |
v3 | |||
t3 |
. |
v4 | |||
. |
. |
. |
. |
. |
. |
tn |
v2 |
. |
где ti
– понятия предметной области, а vi
– логические связи.
Возникает естественное предположение, что подобная таблица (тезаурус) может быть оформлена для любой предметной области. Меняются лишь сами термины ti
и месторасположение связей vi
, что и задает специфику данного научного направления. Можно сделать вывод, что подобное выборочное произведение множества понятий на само себя является инвариантом относительно выбора образовательной области. Или, говоря иначе, имеет право на существование предположение об изоморфности предметных областей в смысле логической структуры их понятийных систем. Если Zv1 = < T1 х T1 >
Педагогические заметки:
План-график изготовления изделий
На основе таблиц 1 и 2 составляется план-график с перечнем изделий, работ на учебную практику по профилю специальности с определённой продолжительностью времени, который необходим для чёткой организации выполнения работ по изготовлению запланированных изделий. Предполагаемые модели изделий представ ...
Требования к учебной мастерской
Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальн ...
Система методов воспитания в целостном педагогическом процессе
Понятие о методах воспитания. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, за дачи ...