Психолого-педагогические основы обучения

Страница 10

Анализ большинства существующих электронных учебных средств показывает, что наряду с вопросами корректного представления учебного материала до сих пор остаются не проработанными подходы к разработке дизайна электронных средств обучения. Вместе с тем, внешний вид пособий, их эргономические свойства, несомненно, играют важную роль в повышении эффективности обучения.

К сожалению, внешний интерфейс существующих электронных учебников или учебных Интернет-сайтов зачастую выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» учащегося, выработке у него неадекватной логической структуры изучаемой предметной области.

В свете описанной выше технологии информационного интегрирования было бы целесообразным использовать аналогичный подход и в разработке внешнего интерфейса электронных педагогических средств. В этом случае на той же материальной и программной базе можно было бы выстраивать электронные деревья-иерархии, вершинами которых являлись бы визуальные и навигационные элементы электронных учебников и сайтов. Листьями иерархий в этом случае являлись бы конкретные значения атрибутов этих элементов (цвет, размер, координаты месторасположения и пр.). Разработчик компьютерного учебного пособия смог бы выстраивать электронную структуру дизайна в соответствии с психолого-педагогическими особенностями конкретного учебного процесса, требованиями эргономики, особенностями структуры и содержания учебного материала.

В случае реализации подобного программного расширения Информационного интегратора в распоряжении разработчика оказалось бы две электронные иерархии, описывающих с помощью относительно формализованных методов, внешний вид и содержание электронного средства обучения. Примечательно, что и в этом случае автоматизация разработки сводится к параллельному обходу деревьев-иерархий и обработке их элементов. Очевидно, что получаемые таким образом электронные учебные средства, хотя и будут иметь четкую структуру в содержании и дизайне, носят характер заготовок и должны дорабатываться в ходе творческой деятельности автора.

К настоящему времени уже накоплен некоторый опыт эксплуатации Информационного интегратора. С его помощью разработано несколько электронных учебников, в числе которых электронный учебник «Налоги России», структурированный согласно Налогового Кодекса.

Представление о внешнем виде учебника при работе с картой его содержания можно получить из рисунка 7.

Рисунок 7.

Автоматически сгруппированная система гиперссылок и стандартных средств навигации и компьютерных коммуникаций в данном электронном учебнике предоставила возможность практической реализации концепции обратной связи от обучаемого, работающего с учебником, к преподавателю.

В заключение хотелось бы отметить, что описанные в ней технологические подходы приобретают особое значение в свете активно развиваемых в настоящее время дистанционных форм образовательного процесса, подразумевающего его распределение не только в пространстве но и во времени.

В процессе дистанционного диалога между педагогом и обучаемым все чаще используются современные средства компьютерного информационного обмена подобные всемирной сети Интернет. В связи с этим вопросы корректного формирования и оптимизации педагогической информации, подлежащей пересылке с помощью средств телекоммуникаций сегодня являются очень актуальными.

Вместе с тем, основными недостатками учебных средств, используемых для дистанционной пересылки являются их громоздкость, смысловая хаотичность и отсутствие единообразия. Все это приводит к чрезмерной загрузке дорогостоящих каналов связи, необходимости использования учащимся, который зачастую находится за тысячи километров от педагога, различных программных средств для обработки материала различных учебных курсов. В результате, обучаемый тратит время и усилия на неоправданное изучение большого числа педагогических программных средств и технологий.

Решение данной проблемы, очевидно, лежит в поиске общих для всех предметных областей дистанционного обучения форм организации материала и построении на их основе специализированных программных средств. Частично этого можно достичь, используя WEB-технологию и гипертекст. Однако, смысловая произвольность исходного текста и хаотичность в расстановке гиперссылок приводят к отсутствию системы в познавательной деятельности учащегося: может найтись материал, до которого он просто "не доберется", и обязательно найдутся темы или разделы, которые придется изучать дважды.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Педагогические заметки:

Основы эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
Эстетика – это наука, изучающая общие законы эстетического познания и преобразования действительности. Эстетика – это наука о прекрасном в действительности и искусстве . Эстетику интересует не только прекрасное, но и такие явления, качества и свойства как возвышенное, безобразное, трагическое и ком ...

Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Любое психологическое исследование должно учитывать социальное происхождение подростка, род занятий и уровень образован ...

Художественно-эстетическая творческая деятельность
Определим два компонента педагогической модели формирования и развития художественно-эстетической потребности, художественно-эстетического сознания, обосновав их необходимость — расширение знаний о специфике, структуре искусства и способах построения художественного образа и формирование способност ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru