Так, например, отрезок времени перед началом и в ходе кризиса 3 лет является сензитивным периодом для становления некоторых новых черт и особенностей в психике детей. Именно в этот момент необходима забота о том, в каком направлении пойдёт их развитие. Важнейшим из них является становление продуктивного целеполагания, направленного на самостоятельное создания чего то нового, не существовавшего ранее ( постройка, рисунок и т.п.) Этот на первый взгляд не очень значительный сдвиг в деятельности и целеполагания детей 3 лет определяет, станет ли человек хотя бы отчасти созидателем или только потребителем – тем, кто стремится уметь, или тем, кто хочет только иметь. Это, казалось бы, далекое от школьной готовности различие в установках существенно влияет на мотивацию учебной деятельности. Желание и умение созидать становится предпосылками стремления ребёнка к повышению собственной компетентности - важнейшего скрытого источника интеллектуальной и учебной активности.
Нечёткость установки на созидание приводит к неприятию критики и к неприязни к критикующим вместо деловой ориентации на повышение качества своей работы. В начальной школе такое восприятие ребёнком объективной оценки его успехов детьми хорошо известно.
Очевидно, что разрыв единой, целостной системы образования для той части детей, которые не могли систематически посещать ДОУ до 5 лет, и сосредоточение усилий на её последнем отрезке – 5-7 лет являются опасными для психического развития человека в самый чувствительный период этого развития.
Пренебрежение задачами обеспечения полноценного психического развития детей до 5 лет, когда закладывается фундамент деятельности, сознания и личности человека, обрекает дошкольную педагогику на физический приоритет коррекционной практики.
Необходимость специальных педагогических усилий для обеспечения психического развития в течение всего дошкольного детства была осознана педагогами и психологами уже в 90-х годах прошлого века. Появляющиеся в это время новые программы дошкольного образования содержат новые весьма перспективные попытки постановки и решения данной программы. Во исполнении Комплекса мероприятий по реализации образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. требуется обновление системы научно – методического обращения, перестройка педагогической науки и преодоление её оторванности от запросов современного общества в обеспечении непрерывности процессов обновления дошкольного образования.
Условно их можно определить как организационные модели подготовки детей к школе .
Организационные модели подготовки детей к школе.
В настоящее время подготовка детей к школе 5-7 лет в школе осуществляется:
* в ДОУ полного дня ( для детей из семей риска – с круглосуточным пребыванием);
* в группах кратковременного пребывания на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, культурно – образовательных центров и центров дополнительного образования;
* в домашних условиях – родителями или гувернёрами ( для детей из семей риска – социальными работниками).
Дошкольное образование в группах кратковременного пребывания не зависимо от места проведения ( дошкольные образовательные учреждения, школы, культурно – образовательные центры и т.д.) целесообразно сосредоточить в центрах подготовки детей к школе.
В связи с этим необходимо разработать пакет нормативно – правовых документов, регламентирующих процесс организации и проведения работы по подготовке детей к школе в мини – центрах (общие положения, правила организации, штатное расписание, права и обязанности участников воспитательно-образовательного процесса, управление, финансирование, мониторинг и оценка эффективности и т.д.).
Чтобы обеспечить равный старт при переходе на следующую ступень образования, требуется разработка и введение единых критериев оценки планируемых результатов подготовки детей к школе и проектирование обязательного минимума содержания основных образовательных программ для всех организационных моделей.
Педагогические заметки:
Педагогическая концепция
И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широку ...
Организация и методика констатирующего эксперимента
Комплексное логопедическое обследование детей с дизартрией проводилось в МДОУ №85. В данном обследовании принимали участие 10 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в ноябре 2009 г. Целью данного исследования было: выявление особенностей неречевых и речевых функц ...
Внеклассная работа по экологическому образованию и
воспитанию младших школьников
Основной целью учителей начальных классов является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. Содержание экологического образования имеет сложный состав, усвоение которого школьниками требует не только классной, но и бол ...