Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников

Актуальность темы обусловлена острой проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. Педагоги и психологи писали о широких возможностях игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились.

Особое развитие в дошкольном возрасте получает сюжетно-ролевая игра, в основе которой роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли. В сюжетно-ролевой игре происходит знакомство с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. В игре ребенок активно познает окружающую действительность и овладевает общественным опытом, нормами поведения, общечеловеческими ценностями, накопленными предшествующими поколениями.

Сюжетно-ролевая игра обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка. Нравственное развитие обуславливается тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере сюжетно-ролевая игра обеспечивает такое усвоение. Изучение структуры игры позволяет выявить ее роль в усвоении нравственных отношений.

Проблемы дошкольной игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте. Д.В. Менджерицкая, А.В. Запорожец, Р.И.Жуковская утверждали, что нравственное развитие дошкольника зависит от сформированности ее содержательной стороны, степени активности в ней ребенка.

Исследователи выделяют два плана взаимоотношений детей в сюжетно-ролевой игре:

1. план сюжетно-ролевых отношений;

2. план отношений по поводу игры.

Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивают их.

Следовательно, мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации, в которых ребенок будет воспроизводить и закреплять этические представления.

По мнению Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой ,игра является средством активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения.

Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение нравственного содержания.

В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д.В. Менджерицкой общественные задачи, среди которых является развитие нравственных и общественных качеств. Исследователь подчеркивала важную роль в нравственном воспитании самостоятельных сюжетно-ролевых игр. В таких играх наиболее полно проявляется личность ребенка. В концепции формирования сюжетно-ролевой игры для детей в дошкольном возрасте, разработанной Н.Я. Михайленко определены психолого-педагогические принципы руководства и управления игрой, выделены генетические этапы ее формирования на протяжении всего дошкольного детства. Для каждого из этапов разработаны конкретные приемы и методы, объединенные общим принципом формирования сюжетно-ролевой игры, который заключается в участии взрослого как партнера в детской деятельности.

В педагогике и психологии руководство сюжетно-ролевыми играми осуществляется в двух направлениях:

1. формирование игры как деятельности;

2. использование игры как средства воспитания ребенка.

Формирование игры как деятельности предполагает, что педагог влияет на расширение тематики сюжетно-ролевых игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми ролевым поведением. Приемы руководства игрой с целью формирования ее как деятельности условно можно разделить на традиционные, разработанные Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и новые, исследованные в последние годы Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко.

В настоящее время ученые обеспокоены состоянием игровой деятельности в дошкольном учреждении. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит в связи с недопониманием практическими работниками роли игры в нравственном воспитании ребенка. А также из-за отсутствия в семье целенаправленного педагогического руководства нравственным воспитанием в повседневной жизни детей, нежелание отвечать на детские вопросы о нравственном смысле внутрисемейных отношений, отрицательно сказывается на этическом содержании сюжетно-ролевых игр и не способствует их нравственному воспитанию, отмечала Н.Я. Михайленко.

Для того, чтобы вернуть в дошкольное учреждение полноценно развивающуюся самодеятельную сюжетно-ролевую игру, необходимо прежде всего хорошо понимать, в чем состоят педагогические возможности сюжетно-ролевой игры по отношению к ребенку, определить содержание и цели педагогической работы по развитию игры, осуществлять правильное руководство игрой.

Цель исследования изучить возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза сюжетно-ролевая игра станет эффективным средством нравственного воспитания при педагогическом руководстве игрой, направленной на обогащение ее содержания нравственной тематикой.

Объект исследования сюжетно-ролевая игра детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание старших дошкольников;

2. Определить педагогические условия влияния сюжетно-ролевой игры на нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста;

3. Апробировать приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, влияющими на нравственное воспитание старших дошкольников;

Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; комплексный метод диагностики нравственных качеств у детей (наблюдения, беседы, анкетирование), количественный и качественный анализ полученных данных по проблеме исследования; педагогический эксперимент.

Педагогические заметки:

Диагностика уровня патриотического воспитания младших школьников
На базе Центра народного творчества было проведено социологическое исследование с целью определения уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Объект исследования – дети младшего школьного возраста, занимающиеся в любительских объединениях Путятинского Центра народного тво ...

Видеометод как метод педагогической диагностики
Видеометод является разновидностью наглядных методов. В основе видеометода находятся экранные источники информации (фильмоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т.п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрир ...

Педагогические условия формирования музыкального тезауруса школьников средних классов
Изучение тезауруса музыкального формообразования является не изолированной, а составной частью формирования музыкального тезауруса школьников в целом. Его характерной особенностью является постепенное освоение и закрепление понятий касающихся этой сложной области музыкознания. Помимо проблемы введе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru