Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Организация и проведение сюжетно-ролевых игр, направленных на нравственное воспитание

Страница 1

С учетом полученных данных на констатирующем этапе эксперимента, а также анализ психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента :

-повысить уровень сформирванности у детей нравственных качеств.

Задачи формирующего эксперимента:

1. подобрать и провести серию сюжетно-ролевых игр с нравственным содержанием;

2. обогатить содержание игр нравственной тематикой посредством чтения художественной литературы и выполнения специальных дидактических заданий.

При определении путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы в каждом из двух игровых планов. Формированию гуманных качеств у старших дошкольников более всего отвечает тематика детских игр «в поликлинику», «в больницу», «в семью», «в железнодорожный вокзал», «в почту», «в магазин», воспроизводящих отношения людей.

Однако в любой из этих игр сюжет может разыгрываться нейтрально, не затрагивая вообще чувств ребенка.

Так, врач и больной, работники сферы услуг и клиенты могут взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. Игра в таком случае не способствует воспитанию нравственных чувств. На пробуждение гуманных чувств можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре.

Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупкой к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец в обращении с покупателем или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому правила культурного поведения вводятся в игровой деятельности как обязательный атрибут игры.

Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, но при этом остается открытым вопрос, будут ли на самом деле проявляться сопереживание, сочувствие, сострадание. Действенность такого приема определяется тем, что гуманные чувства становятся значимыми для протекания игры.

Детям предлагались игры на сюжеты, предполагающие проявление заботы, внимания, доброты: «Больница», «Поликлиника», «Зоопарк».

При подборе и проведении игр, мы обращали внимание на два критерия:

а) отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить гуманное отношение к другому;

б) степень эмоциональной окрашенности игровых действий детей, в частности проявление сопереживания, сочувствия, приязненного отношения, а также оказание помощи.

Например: «врач» пришел на дом к «больному» и почти с порога спрашивает:«Что у вас болит?»,«Больная» назидательным тоном переспрашивает его: «А «здравствуйте», забыл сказать?». Лера, желая включиться в игру «Поликлиника», подходит к играющим с громким стоном: «Мне плохо,ой, ой!». На ее стоны сначала никто не обращает внимание, затем Настя (врач) строго и довольно равнодушно говорит: «Не мешай, видишь, я ставлю градусник!». Но Лера продолжает жалобно стонать: «Ой, ой, мне плохо!». И врач, наконец, сжалился: «Ну, ладно, подожди немного, полечим».

Как видим, взяв на себя роль, дети исправно исполняют обязанности, налагаемые ею, передают определенные взаимоотношения взрослых. Но при этом отсутствует эмоциональный компонент — основа нравственного содержания игры. Даже там, где роль предполагает проявление гуманных чувств, например при общении врача с больным, дети обходятся скорее эскизными, чем подлинными эмоциями. Как правило, они ориентированы на воспроизведение необходимой совокупности действий.

Вот в больницу на «скорой помощи» привезли больную Алину. К ней подходит врач Оля с вопросом: «Что у тебя болит?». Алина: «Очень болит горло». «Сейчас я тебя послушаю». Внимательно слушает трубочкой. Обращается к «маме» (Ире): «У вашей дочки очень хриплый голос. Надо сделать укол. У нее воспаление горла». Услышав об уколе, Алина громко стонет: «Ой, я боюсь уколов!» (имитирует плач).

Ира и Оля совершенно не реагируют на это. Лишь когда Алина стала настойчиво и громко стонать и плакать, Оля прикрикнула на нее: «Тихо, я тебе сказала!»- и «сделала укол». Алина: «Ой, больно, больно!» Врач (строго): «Зато ты скоро выздоровеешь». Как видим, ребенок лишь выполняет обязанности, предписанные ролью врача. Видимая забота есть не что иное, как выполнение ролевых действий. В ней отсутствуют эмоциональные проявления: нежность, жалость, ласка-та основа, на которой у ребенка складывается гуманное отношение к людям.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Современное состояние специального образования в России
За последние годы в системе специального образования произошли определенные позитивные перемены. Был принят ряд нормативно-правовых документов как ведомственного, так и межведомственного характера, определяющих основные права лиц с ограниченными возможностями здоровья и регулирующих основы государс ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению современного состояния патриотического воспитания военнослужащих
Изучая основные социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма, я использовал статистические, психолого-педагогические и социологические методы (БОУ, экспертные группы, индивидуальные глубинные интервью). Будучи по характеру количественно-качественными эти методы сниж ...

Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста
Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru