Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Традиционные и современные подходы к руководству сюжетно ролевыми играми дошкольников

Страница 1

Проблемы сюжетно-ролевой игры оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Основой развития теории и практики сюжетно-ролевой игры стали положения об игре как целенаправленной социальной деятельности и важном средстве воспитания описывающие сюжетно-ролевую игру, единодушно отмечали, что решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность[7]. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг, и что является для них особенно привлекательным. Действительность, в которой живет ребенок, может условно разделена на две взаимосвязанные, но вместе с тем различные сферы:

Первая – это сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека;

Вторая – это сфера деятельности людей и их отношений.

Хотя многие психологи и педагоги (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, С.А. Новоселова, Д.В. Менджерицкая, Д.Б. Эльконин и др.) писали о широких возможностях сюжетно-ролевой игры для воспитания нравственных качеств и чувств ребенка, но экспериментальные исследования по выяснению функций игры в развитии у дошкольников гуманных чувств не проводились. Рассмотрим условия воспитывающего воздействия игры на ребенка.

Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровое употребление предметов (замещение реальных предметов игровыми).

Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.

Так, изучая влияние игры на развитие моторики детей дошкольного возраста, А. В. Запорожец отметил, что движения ребенка, включившегося в определенную роль, существенно отличаются по структуре и продуктивности от его двигательных умений в обычных условиях.

Л.С. Выготский отметил, что положительно воздействует игра на развитие произвольных процессов памяти дошкольника. Например, сознательная установка запомнить и припомнить достигается ребенком в игре раньше и легче, чем, скажем, на занятии или в других видах деятельности. Именно роль, придавая общественный смысл действиям дошкольника, оказывает развивающее влияние. При этом определяющим фактором выступает не сама по себе игра, а то или иное конкретное содержание. Педагог может стимулировать его в соответствии с воспитательными задачами. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством игры.

Игровые действия отличаются от предметных сокращенностью и обобщенностью. В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т. е. по известному выражению Л.С. Выготского игра есть арифметика социальных отношений.

В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций.

Таким образом, игра для детей единственно доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых.

Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами и четко обозначаемыми предписаниями.

Во всякой ролевой игре между ролью, игровыми действиями и ролевыми правилами существуют определенные отношения. Они изменяются в соответствии с возрастом детей - участников игр.

Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д. Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который, с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля, в нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т. е. контроль.

Среди психологов и педагогов распространено мнение, что основное воспитательное значение игры определяется тем, во что играют дети (сюжетом), и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента (содержанием).

А.В.Запорожец подчеркивал, что в игровой деятельности дошкольник приобретает важнейшие психологические новообразования: познание новых областей действительности, в первую очередь социальной; усвоение функций и отношений взрослых людей в обществе; способность действовать в плане воображения; усвоение правил взаимоотношений и социальных мотивов, способность к произвольности поведениях.

А.В.Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:

1. сюжетно-ролевые отношения;

2. реальные отношения по поводу игры.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста
У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6-7 лет воображение уже может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Большинство детей не любит очень натуралистические игрушки, предпоч ...

Развитие творческих способностей учащихся в инновационных технологиях обучения
Разработка технологии обучения преподавателям это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и ...

Результаты изучения неречевых функций у обследуемых детей
дизартрия моторный недоразвитие речь Обследование состояния общей моторики. Все предлагаемые задания выполняются по показу, затем по словесной инструкции. Оценка результатов: 3 балла – движения выполняются качественно, правильно, последовательно; отмечается плавное переключение с одного движения на ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru