Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх

Информация о педагогике » Возможности использования сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании дошкольников » Анализ требований образовательных программ по воспитанию детей в сюжетно-ролевых играх

Страница 1

Сюжетно-ролевая игра в педагогическом процессе дошкольного учреждения занимает важное место. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Приобретенные дошкольником знания, умения, представления включаются в игру, в результате чего формируются динамические характеристики ума, а также регулируемое ребенком собственное поведение. В играх в дочки-матери, детский сад, больницу, магазин и других находит отражение образ, сложившийся у ребенка. В период, когда дети овладели сюжетно-ролевой игрой, взрослый присутствует в игре опосредованно, через роль, которую берет на себя ребенок. В игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений. Проблемы воспитания в сюжетно-ролевой игре отражены в современных образовательных программах, по которым работают в настоящее время дошкольные учреждения.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой записано, что игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств и творческих способностей.

Как изложено в «Программе» в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра достигает своего пика, умения самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться между собой перед началом игры, играть дружно, уступать друг другу, самостоятельно разрешать конфликты. Сюжетно-ролевые игры особенно любимы детьми в старшем дошкольном возрасте, ведь в них отображаются все замечаемые ими оттенки во взаимоотношениях окружающих их взрослых. Старшим дошкольникам нужно дать возможность проявить себя в положительном с точки зрения окружающего общества (коллектива) поступке. Воспитатель знакомит их с лучшими образцами художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывающие в ребенке определенные нравственные качества : осведомленность о характере проявления того или иного качества, о душевном состоянии человека, совершившего какой-либо поступок и последствиях этого поступка. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Роль призывает детей подчиняться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. Если раньше в выборе роли главное место занимала ее внешняя привлекательность, то теперь осознается социальная польза роли.

Методика руководства сюжетно-ролевыми играми направлена на формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Воспитатель учит детей формировать отношения между ребятами в сюжетно-ролевой игре, воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника, умение считаться с интересами и мнением сверстников по игре, справедливо решать вопросы. Воспитатель учит детей планировать и обсуждать действия всех играющих, способствует укреплению устойчивых детских игровых объединений.

Комплексная программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста «Радуга», автор которой является Т.Н. Доронова, сравнивается с настоящей радугой - семь цветов радуги символизируют семь важнейших видов деятельности детей. Оранжевый цвет радуги связан в программе с ведущей деятельностью ребенка - игрой, которая обеспечивает всестороннее воспитание, развитие и психологический комфорт.

Специальный раздел программы «Радуга» под названием «Играем вместе с детьми», подчеркивает значение этой деятельности для нравственного воспитания ребенка и нацеливает педагога на содержательное и разнообразное участие в играх детей, принятие позиции равного партнера. В каждом возрастном периоде перед педагогом ставятся особые задачи, которые формируют нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевых играх.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Система работы по развитию мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения
Мыслительные операции детей 6–7 лет с нарушениями зрения подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, как и мышление нормальновидящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышле ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
Дизартрия (от греческих слов: dys – отрицание и arthroo – членораздельно произносить) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наступает из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма не могут двигаться в полном объеме. П ...

Проявление отношений младших школьников в игровой деятельности
В структуру игры как процесса входят: - роли, взятые на себя играющими; - игровые действия как средство реализации этих ролей; - игровое употребление предметов, то есть замещение реальных вещей игровыми, условными; - реальные отношения между играющими; - сюжет (содержание) – область действительност ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru