Профессиональная деятельность педагога в рамках компетентностно-ориентированного образования

Информация о педагогике » Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова » Профессиональная деятельность педагога в рамках компетентностно-ориентированного образования

Страница 1

Проблема формирования профессиональной компетентности учителя решается исследователями с позиции различных подходов: системного, аксиологического, технологического, деятельностного, профессионально-личностного, компетентностного, контекстного и др. Каждый из подходов, являясь типом научного познания, отражает различные стороны объекта исследования и поэтому наибольшую эффективность приобретает во взаимосвязи с другими подходами. Процесс формирования профессиональной компетентности учителя, является сложным многосторонним механизмом, поэтому применение этого комплекса подходов к изучению системы формирования профессиональной компетентности учителя в процессе педагогической деятельности, будет наиболее эффективным.

Идея компетентностно-ориентированного образования – один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетентности учителя, т.е. способности применять знания в процессе педагогической деятельности, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Результат обучения не может ограничиваться набором фактов или суммой приемов решения стандартных задач, однако в реальности дело обстоит часто именно так.

Закономерность перехода к компетентностной модели образования, как считают В.А.Болотов и В.В.Сериков, определяется тем, что традиционная модель по сути своей дисгармонична, поскольку «…вместо целостного социокультурного опыта учащиеся фактически осваивают лишь часть его, в первую очередь знаниевый компонент». Введение компетентностного подхода в высшие учебные заведения нашей страны выступает также важнейшей задачей интеграции России в европейское образовательное пространство в соответствии с Болонским соглашением, которое в 2003 году подписала и Россия.

Практика российской и зарубежной педагогики располагает широким спектром методов обучения, обеспечивающий интерактивный режим личностного взаимодействия учащихся, особенно эффективны, системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, технология «портфолио», метод проектов, игровые технологии, все разновидности педагогической технологии кейс-стади (метод инцидента, анализ ситуаций и т.д.), технология малых групп, модульно-компетентностная технология. Одним из важнейших условий, без которых реализация данных технологий становится невозможной, является принципиальная замена ролевого репертуара учителя: от преимущественно «транслятора знаний» к преобладанию обобщенной позиции «организатора образовательных ресурсов». При этом очевидно, что существенно возрастает объем предварительной подготовки педагога, включающей в себя проектирование вариативных сценариев занятий, разработку (подбор) соответствующего учебно-методического обеспечения самостоятельной работы учащихся и на занятиях, и дома.

Достижение высокого уровня профессиональной компетентности представляет собой стратегическую цель профессионального педагогического образования.

Важнейшей психологической детерминантой становления профессионализма педагога является процесс формирования внутренней (психической) концептуальной модели профессиональной деятельности. При этом под профессиональной понимается сложная продуктивная трудовая деятельность, требующая длительного обучения, обретения соответствующих знаний, умений, навыков и предъявляющая определенные требования к личностным свойствам человека.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Основные труды по проблемам самовоспитания
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над с ...

Методические рекомендации по использованию метода проектов как средство развития речевых умений
Проекты, предназначенные для обучения языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие: 1. использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; 2. акцент на самостоятельной работе у ...

Коррекция характера у детей с умственной отсталостью
Прежде чем рассматривать данный метод коррекции, мы опишем формирование характера детей с нарушением интеллекта. Формирование характера у ребёнка с нарушением интеллекта. На формирование характера определенное влияние оказывает тип нервной деятельности. Однако, как это доказано многими исследования ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru