Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развиваются эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектных детских садах, создание благоприятных условий способствуют разностороннему развитию детей разного возраста. Работа в разновозрастных группах требует от воспитателя большого такта и мастерства, знания программы для всех возрастных групп, умения соотносить программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями всех воспитанников, способности правильно распределять своё внимание, понимать и видеть каждого ребёнка и всю группу.
Разновозрастное окружение в дошкольном образовательном учреждении обогащает социальный опыт ребенка и создает условия для его личностного и социального развития. Складывающиеся привычки общения с большим коллективом людей способствуют развитию контактности и коммуникабельности ребенка, обеспечивают формирование социальной ответственности, способности чувствовать и понимать других.
Дошкольное образование в целом, представляет динамичную, гибко развивающуюся систему, ориентирующуюся на социальный запрос населения.
Малокомплектные дошкольные учреждения продолжают существовать, в основном в сельской местности, а ведь именно особенности возраста детей определяют специфику педагогической деятельности в данных учреждениях. Педагоги дошкольных учреждений должны знать и владеть различными педагогическими технологиями, современными методами воспитания и развития детей, но на данный момент практически отсутствуют современные научно-методические разработки и рекомендации по работе с детьми в разновозрастной группе. Поэтому актуальной проблемой сегодняшнего дня остается организация изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в малокомплектном детском саду.
Предметом данной работы является изобразительная деятельность дошкольников.
Цель работы - рассмотреть педагогические условия организации занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду.
Задачи:
рассмотреть литературу по данной теме;
выявить педагогические основы организаций занятий в малокомплектных детских садах
рассмотреть методику организации занятий в разновозрастных группах
охарактеризовать организацию проведения занятий в малокомплектном детском саду
рассмотреть планирование занятий по изобразительной деятельности в малокомплектном детском саду
разновозрастная группа детский сад
Методологической и теоретической основой явились труды российских педагогов, таких как Аванесова В.Н., Дронова Т.Н., Якобсон С.Г., Григорьева Г.Г., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Косминская В.Б., Саккулина Н.П., отражающие сущность и содержание темы.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Педагогические заметки:
Методология профориентации
“Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, структуре и методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопрос ...
Способы оценки результатов обучения в системе Эльконина-Давыдова
Образовательная система Эльконина-Давыдова предполагает безотметочное оценивание, что означает отказ учителя от всех типов отметок, выставляемых ребенку по результатам выполнения им какого-либо задания, неважно, по пятибалльной или какой-нибудь еще системе. Вместе с тем учитель должен постоянно раб ...
Метод профессора П.Г. Бельского
Бельский сконструировал весьма интересный метод индивидуального воздействия на трудного ребенка. Меры такого воздействия сформулированы им следующим образом: 1. Дружественная эмоциональная связь воспитателя с ребенком позволяет в начале работы над собой подчиниться требуемому режиму ради близкого, ...