Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду

Информация о педагогике » Педагогические основы организации занятий в малокомплектных детских садах » Организация проведения занятий в малокомплектном детском саду

Страница 1

Решение образовательно-воспитательных задач в соответствии с требованиями "Программы воспитания в детском саду" и с

учетом особенностей обучения детей разного возраста изобразительной деятельностью в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов [1, с.102]:

1) Занятие со всеми детьми по одному разделу обучения, но разным программным содержанием для возрастных подгрупп (все

рисуют или рассказывают по картинке и т.п.).

2) Занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения мл я подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается аппликацией).

3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или лепит).

Рассмотрим особенности организации и методики проведения занятий каждого типа. Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждого

возраста являются основной формой организации обучения изобразительной деятельностью в смешанных группах и широко распространены в практике.

Однако далеко не всегда эти занятия отвечают современным дидактическим требованиям и позволяют успешно решать программные задачи по отношению ко всем подгруппам. Основным недостатком проведения таких занятий является неумение воспитателей предусмотреть и обеспечить в течение всего времени одновременную активность всех занимающихся детей. На многих занятиях по изобразительной деятельности чаще всего устанавливают своеобразную очередность активных действий разных подгрупп: "Сейчас мне ответят младшие" (следует целая серия вопросов), "Теперь я спрошу средних" и т.д. В таких случаях детям среднего и старшего возраста - одним меньше, другим больше - приходится быть пассивными слушателями; они утомляются, ожидая своей очереди, начинают шалить. Да и времени для занятий со старшими остается мало.

Аналогичная картина наблюдается и на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию и т.д., которые основаны на действиях детей с предметами и материалами. Объяснение задания всегда начинают с младшей подгруппы, а средние и старшие просто сидят и ждут. Из всего времени, отведенного для занятия, старшим остается не более половины. Поэтому в одних случаях задание для них упрощается, приспосабливается к оставшемуся времени, в других, чтобы, наверстать ранее упущенное время, педагог вынужден увеличивать общую длительность занятия. И то и другое делать нецелесообразно.

При постоянном использовании поочередных указаний (вначале младшим, потом средним и, наконец, старшим) страдают не только старшие, но и младшие дети: воспитатель во время объяснения задания старшим подгруппам не может направлять рисование, лепку и т.д. малышей. Когда же он закончит объяснение старшим и может помочь малышам, они уже завершают работу, но, как выясняется при анализе, не достигли необходимого результата.

Чтобы преодолеть указанные недостатки и повысить эффективность совместных занятий данного типа, следует создать такие условия, при которых эти занятия становятся общими не только с внешней стороны (все дети рассказывают по картинке, все рисуют, все конструируют из строительного материала и т.д.), но и по своей дидактической сущности, когда воспитатель одновременно направляет учебную деятельность детей разного возраста.

Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы и программного содержания занятия. Это значит, что при разработке плана занятия надо стремиться к тому, чтобы общими для всех подгрупп были не только раздел программы (ознакомление с работой над аппликацией и рисование, лепка и т.п.) и характер деятельности детей (все наблюдают за явлениями или все рисуют), но и более конкретные части, темы этих разделов и виды деятельности детей.

Вот несколько примеров распределения программного содержания для занятий с общей темой обучения.

Рисование на тему "Фрукты и овощи".

Младшим - уметь рисовать округлые и удлиненные формы, приближаясь к более точному их изображению, закрашивать рисунок.

Средним - передавать круглую и овальную формы, добиваясь сходства с предметами.

Старшим - дополнительно к перечисленным задачам уметь изображать овощи и фрукты с натуры.

В ряде случаев для общего занятия по одному разделу программы могут подбираться и разные темы, но важно предусмотреть близкий программный материал для разных возрастных подгрупп.

Например, планируется занятие рисованием (карандашами пли красками), в основе которого лежит умение проводить прямые линии, рисовать предметы прямоугольной формы.

Младшие проводят прямые линии в одном направлении (дорожки, ленточки, дождик);

Средние - вертикально и горизонтально (платочек, скатерть);

Старшие закрепляют умение проводить прямые линии во всех направлениях, правильно размещать части предмета, соблюдать пропорции (дом).

Таким образом, при планировании общего занятия с детьми разного возраста, определении темы и программного содержания для каждой подгруппы необходимо по возможности предусматривать общую основу для совместной учебной работы разных возрастных подгрупп.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Вопросы развития специального образования
В последнее время активизировался интерес к доступности профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья. Основной причиной подобного внимания стал низкий уровень занятости этой категории населения в условиях рыночной экономики. Из 11 миллионов инвалидов в Российской Ф ...

Роль и место чтения в обучении иностранным языкам.Чтение как средство обучения
Чтение является и целью, и средством обучения ино­странному языку. В учебном процессе следует четко раз­личать эти его две функции, так как она определяют мето­дическую организацию всей работы. Чтение как цель обучения. Овладение учащимися уме­нием читать на иностранном языке является одной из прак ...

Формирование в учеников критически мыслить
Учителю всегда следует помнить, что он работает не в каком-то вневременном, абстрактном пространстве, а в конкретной социальной среде, которая сложилась исторически. И потому ему постоянно следует согласовывать свою педагогическую деятельность с характером этой среды, его закономерностями, вызовами ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru