Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства

Информация о педагогике » Современные реалии детства » Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства

Страница 3

Ребенок замыкается в себе, ищет одиночества, а на самом деле мечтает подружиться с ребятами и так же, как они, весело бегать на переменках. Но у него появляется ощущение, что с ним никто не хочет дружить, поэтому он вообще не выходит на переменки, а делает вид, что не доделал задание, собирает портфель, а сам думает: "Поскорее бы прозвенел звонок на урок". Его собственная парта во время урока становится для него самым безопасным уголком. Так проявляется синдром неудачника, который, если ребенку вовремя не помочь, закрепится на всю жизнь.

В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник - то хороший, а получаешь тройки и двойки - значит, плохой. Поскольку в начальной школе учитель оказывает на детей колоссальное, почти гипнотическое воздействие, то и оценки, как основной показатель добродетели, делают учеников в глазах остальных ребят "плохими" или "хорошими".

Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, "отличник" порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем "двоечник". "Двоечник" понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения. "Отличник" же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку. С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой "отличник" вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для "отличника" это будет тяжелым стрессом. Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь - это не класс.

"Двоечники" и "отличники" - заложники школьных оценок, которые всю жизнь будут зависеть от чужого мнения. А вот "троечники" свободны от этой зависимости, поэтому они как раз лишены всяких комплексов. Они сами определяют свои интересы, на них ничто не давит. Именно "троечники" очень часто добиваются больших результатов в жизни.

Конечно, не стоит пускать учебу ребенка на самотек и закрывать глаза на его успехи. Суть в том, чтобы оценки не стали главным критерием хорошего отношения к своему ребенку.

Получая хорошую оценку, ребенок слышит похвалу от учителя и от мамы, а если принесет тройку или двойку, то пощады не жди - ни от родителей, ни от учителей. Поэтому школьник с трепетом ждет приговора, когда учитель читает оценки за контрольную работу, или со страхом заглядывает в тетрадь, боясь, что допустил ошибки, за которые ему поставят "три". Так он начинает бояться не только плохих оценок, но и собственных ошибок. А чтобы их избежать, выбирает самые легкие пути. На контрольной работе есть дополнительное задание на сообразительность - его лучше не делать, чтобы не рисковать оценкой. На дом задана трудная задача - лучше посмотреть у "отличника", чем самому пытаться, уж он-то наверняка без ошибок решит. Так ребенок привыкает избегать новых путей, не доверять собственным мыслям, уходить от трудностей.

Именно так в школе ребенок приобретает комплекс недопустимости собственной ошибки, который будет .мешать ему всю жизнь. Человек с таким комплексом боится сделать неверный шаг, показать свои знания, "высунуться", оставаясь на самой низкой планке своих возможностей.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «Б» класса по биологии и химии относительно 9 «А» в ходе всего эксперимента
Далее мы проанализировали полученные в ходе исследования данные показателя успеваемости учащихся 9 «А» класса по биологии и по химии до и после эксперимента, сравнили эти данные. Полученные результаты представлены на рисунке 7. Рис. 7. Сравнение показателей успеваемости учащихся 9 «А» класса МОУ СО ...

Этапы становления технологического образования в России
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки и умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При ...

Личностно-ориентированные технологии в школьном курсе информатики
В настоящее время в зарубежной педагогике все больше склоняются к холистическому подходу к образованию (holistic edication, Рон Миллер, Дж. Макс Винго). Основной идеей этого подхода является концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, г ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru