Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов

Информация о педагогике » Социально-педагогическая профилактика социально-психологической дезадаптации младших подростков » Понятие и сущность социально-психологической дезадаптации в трудах отечественных и зарубежных авторов

Страница 1

дезадаптация социальный подросток педагог

Одной из серьезных проблем переходного этапа развития общества является проблема детей и подростков, требующая разработки и внедрения новых социально-педагогических технологий, позволяющих совершенствовать процесс их социальной адаптации для обеспечения равных возможностей с другими группами населения.

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психиатрической, литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Его употребление, неотделимо в данном случае от клинического контекста, неоднозначно и противоречиво, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптации по отношению к категориям «норма» и патология. Отсюда трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни к другим; понимание под дезадаптацией нарушений, выявляемых при акцентуациях характера или под влиянием психогений; оценка преневротических нарушений, невротических реакций и состояний как наиболее универсальных проявлений психической дезадаптации. Кроме того, термин «дезадаптация» означает утрату или нарушение полноценного взаимодействия индивида с окружающей средой.

Патогенность тех или иных факторов, как отмечал В.Н. Мясищев, определяется не только объективным характером травмирующей ситуации, но и субъективным отношением к ней личности, поэтому процесс дезадаптации в большей степени зависит от мотивационной структуры, эмоциональных и интеллектуальных особенностей индивида. По мнению И.Г. Беспалько, каждый человек со свойственным ему «конституционным соматотипом» живет в своем «стрессовом фоне» социальной среды, проявляя как избирательную чувствительность к различному роду влияниям, так и определенные формы реагирования на них. Дезадаптация усугубляет имеющиеся у человека психологические и соматические нарушения, что ведет к еще большей дезадаптации и дальнейшему отклонению в развитии. Таким образом, клинико-психологический подход к изучению проблем дезадаптации и ее проявлений ориентирует на исследование факторов и ситуаций повышенного риска в формировании всевозможных патологических изменений, выделениям наиболее уязвимых по отношению к неблагоприятным воздействиям контингентов среды населения – так называемых групп риска.

С позиции онтогенетического подхода к исследованию механизмов дезадаптации особое значение приобретают кризисные, переломные моменты в жизни человека, когда происходит резкое изменение его «ситуации социального развития», вызывающие необходимость реконструкции сложившегося модуса адаптивного поведения.

В схематическом виде процесс дезадаптации развертывается по принципу «замкнутого порочного круга», где пусковым механизмом является, как правило, резкое изменение условий среды, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем немалое значение имеют и те особенности или недостатки в индивидуальном развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности.

Выделяют следующие виды дезадаптации:

Медицинская дезадаптация – это одно из промежуточных состояний здоровья человека в промежутке от нормы до патологии, наиболее близкое к клиническим проявлениям болезни.

В связи с увеличением нарушений поведения, достигающих уровня клинической и криминальной выраженности, проблему школьной дезадаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных социальных проблем современности, требующих поисков продуктивного решения на практическом уровне.

Школьная дезадаптация – одно из существенных нарушений процесса социализации детей. Она проявляется в устойчивой неуспеваемости, отрицательном отношении детей к учебной деятельности и к школе в целом, стремлении любыми способами уклониться от активной мыслительной работы, в конфликтах с учителями, сопротивлении воздействию педагогов, дезорганизации отношений в классе.

Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям.

Психологическая дезадаптация характеризуется причинами, имеющими психологический характер и проявляющимися в агрессивности, жестокости, безволии, трудновоспитуемости. В ряде случаев психогенная дезадаптация граничит с патологией, акцентуациями и ослаблением умственных способностей и рядом вариантов: задержкой психического развития, олигофренией, дебильностью и т.д.

Для нас наиболее значимой является социально-психологическая дезадаптация. Говоря о социально-психологической дезадаптации несовершеннолетних, мы должны учитывать, что детство – это период наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии. В результате – уход из семьи или учреждения, в котором невозможна реализация внутренних ресурсов, удовлетворение потребностей развития. Другой способ ухода – эксперименты с наркотиками и другими психоактивными веществами (ПАВ). И как следствие – правонарушения.

Страницы: 1 2

Педагогические заметки:

Театр как социально-культурный и педагогический феномен
Культура в широком смысле слова всегда являлась неотъемлемой частью цивилизованного общества. Сами термины цивилизация и культура достаточно синонимичны по своему лексическому значению. Культура (от латинского cultura, от основы colere – возделывать) - совокупность материальных и культурных ценност ...

Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла
Профессиональное образование немыслимо без соответствующей гуманитарной подготовки будущего специалиста, которая определяет его личностные качества, формирует общую культуру, ориентированную на общечеловеческие ценности. Именно культурный облик личности, ее интеллект и есть то основание, без которо ...

Выбор оборудования для мастерской
Мастерская швейного производства должна быть оснащена профессиональными раскройными столами, технологическим оборудованием: швейные стачивающие машины, с программным управлением, обметочные машины, петельные машины полуавтоматы, гладильные столы, оснащенные отпаривателем с автоматическим парогенера ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru