Также нам представляется, что в старшей школе параллельно профильному обучению должен быть реализован очень серьезный практико-ориентированный профессиоведческий курс, направленный на формирование ориентации в мире труда, профессий, а также навыков поведения в современных рыночных условиях, формирование профессиональной мобильности и пр. Важной составляющей такого курса должны стать занятия, направленные на самопознание своих возможностей и способностей, а также и ограничений, на выработку навыков саморефлексии, а также практические занятия, направленные на формирование конструктивных паттернов поведения в различных профессиональных и, шире, жизненных ситуациях.
Должны развиваться различные направления профориентационной работы. В настоящее время определились четыре таких направления. Во-первых, информационное, основной задачей которого является формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке труда, требованиях профессий к качествам человека. В рамках данного направления считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой человека, выбирающего профессию. Во-вторых, диагностическое, которое основано на использовании психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и включает сообщение клиенту результатов тестирования, обсуждение интересов и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим особенностям клиента. Основной проблемой клиента, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах. В-третьих, консультационное, которое основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора.
Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т. п. В-четвертых, тренинговое, в котором используются специальные, чаще всего групповые, игры и упражнения с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Активные методы обучения в профконсультировании предназначены для побуждения клиента к выбору и для формирования навыков решения проблем. Два последних направления стали развиваться в профориентации относительно недавно.
Педагогические заметки:
Теоретические основы проблемы формирования художественной культуры
школьников
Формирование художественной культуры ребенка многие авторы считают одним из важнейших для формирования личности школьника. Почему? С.А.Герасимов поясняет это так: “ Функцией нравственно-эстетического воспитания и художественно-эстетической деятельности детей является развитие у них образного мышле ...
Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...
Музыка и ее использование в жизни человека
Как указывал французский философ Э. Шартье: «Своим существованием музыка побуждает нас искать смысл внутри себя .». Целью музыкального искусства является достижение равновесия тела и духа человека, воздействие музыки не только на духовное, психическое, но и физическое состояние человека. Использова ...