Школа как педагогическая система и объект научного управления

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Школа как педагогическая система и объект научного управления

Страница 2

Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Под социально-педагогическими условиями функционирования педагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние и развитие. В управлении школой принято выделять как минимум две группы условий — общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные, национальные, географические условия. К специфическим — особенности соци­ально-демографического состава учащихся; местонахождение школы — городская или сельская; материальные возможности школы, оборудование учебно-воспитательного процесса; воспи­тательные возможности окружающей среды. Существенным пока­зателем эффективности педагогического процесса является харак­тер морально-психологической атмосферы в педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогической культуры родителей учащихся.

Временная характеристика педагогической системы складывается из трех взаимосвязанных периодов, обусловленных особен­ностями возрастного, индивидуально-психологического развития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы: на­чальное общее — I —III (IV) классы; основное общее — IV (V)-IX классы; среднее (полное) общее образование — X (XI) клас­сы, охватывающих в общей сложности одиннадцать лет совмест­ной работы школы и ученика. Каждая ступень общего образова­ния решает свои специфические задачи, но общая направлен­ность деятельности подчинена основной цели — развитию личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует накоплению и фиксированию новых ко­личественных характеристик личности и последующему их пере ходу в новые качественные личностные образования. Переход от одной ступени обучения к другой является значительным скач­ком в индивидуально-личностном развитии.

Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.

Структурные компоненты педагогической системы. Решающая роль в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту управления. Одним из основных опре­деляющих структурных компонентов педагогической системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы.

Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив педагогов может эффективно осуществлять достиже­ние целей не только при условии расширения его функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации деятель­ности. Так возникает проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представ­лена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень — директор школы, назначаемый госу­дарственным органом или выбранный коллективом; руководите­ли совета школы, ученического комитета, общественных объеди­нений. Этот уровень определяет стратегические направления раз­вития школы.

Второй уровень — заместители директора школы, школь­ный психолог, социальный педагог, ответственный за организа­цию общественно полезного труда, старшие вожатые, помощник директора школы по административно-хозяйственной работе, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Методика проведения занятий по формированию технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе эксперимента
Программа по изобразительной деятельности в детском саду предусматривает решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений. На занят ...

Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК
На этапе констатирующего эксперимента у УО детей 7-8 лет, при помощи тестовой карты, определялось нарушение осанки. В результате чего были получены следующие данные: нормальная осанка была выявлена у - 40% детей, незначительные нарушения - 50%, и выраженные нарушения - 10% детей рис.1. Рис.1 Виды н ...

Методологические основы трудового воспитания старших дошкольников в специальных дошкольных учреждениях
Трудовое воспитание умственно отсталых дошкольников следует понимать не как изолированный от жизни процесс, а как создание атмосферы повседневного разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим. Поскольку у детей дошкольного возраста многие представления и умения складываются на основе п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru