Школа как педагогическая система и объект научного управления

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Школа как педагогическая система и объект научного управления

Страница 3

Третий уровень — учителя, воспитатели, классные руко­водители, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, детским объединениям, кружкам в си­стеме внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отне­сены и педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвертый уровень — учащиеся, органы классного и об­щешкольного ученического самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками: ученик, являясь объектом взаимо­действия, в то же время выступает и субъектом своего развития.

Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышесто­ящему уровню.

Основное место в управляемой системе принадлежит учениче­скому коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена ученическими общественными организациями, спортивными сек­циями, творческими объединениями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художе­ственно-эстетической, общественно-полезной), в которых участву­ют школьники.

Содержание как структурный компонент целостного педагоги­ческого процесса определяется целями, стоящими перед общеоб­разовательным учреждением, — гимназией, лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или общеобразователь­ной школой. Взаимодействие педагогического и ученического кол­лективов в отношении изменения содержания учебно-воспитатель­ного процесса регулируется на основе государственных образова­тельных стандартов, включающих федеральный, региональный и школьный компоненты, а также уставом общеобразовательного учреждения.

Характерные для современного общества процессы гуманиза­ции и гуманитаризации, индивидуализации и дифференциации, усиления культурологической направленности образовательного процесса определяют особенности использования форм и методов обучения и воспитания детей и подростков. Наряду с формами кол­лективной и групповой работы серьезное внимание уделяется фор­мам индивидуальной работы. Многообразие форм организации це­лостного педагогического процесса отражает многообразие видов совместной деятельности учителей и учащихся: учебной, исследова­тельской, общественно-полезной, эстетической, спортивной и др.

Рассматривая педагогическую деятельность как процесс реше­ния задач, необходимо отчетливо представлять способы воздей­ствия, взаимодействия и развития управляющей системы на уп­равляемую, т.е. методы. Эффективность системы методов и каж­дого метода в отдельности, как это было показано ранее, зависит от того, насколько они соответствуют конкретной педагогичес­кой ситуации, сложившимся отношениям между педагогами и уча­щимися, каковы возможные пути их оптимального сочетания.

Методы организации целостного педагогического процесса должны отражать организационное, функциональное и информа­ционное единство системы. Поэтому наряду с методами убежде­ния, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обра­ботки информации, проведения диагностики индивидуального развития, коррекции и др.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru