Школа как педагогическая система и объект научного управления

Информация о педагогике » Педагогика как наука, ее объект, предмет, задачи » Школа как педагогическая система и объект научного управления

Страница 1

Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны сохраняет ее целостность, с другой — позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педагогической системы, таким образом, направлено на достижение целей, обусловленных потребностями общества, которые должны быть достигнуты в строго определенное время (9—11 лет). Цели определяют содержание педагогической системы, которое, в свою очередь, предполагает многообразие форм и методов ее реализа­ции. Функционирование педагогической системы возможно при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и вся­кая система, педагогическая система характеризуется уровнем достигнутых результатов.

Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их целостный характер, компоненты педагогической системы долж­ны быть представлены как необходимые и достаточные для ее оптимального функционирования. На этом основании школа как педагогическая система представлена совокупностью системооб­разующих факторов, условиями функционирования, структурны­ми и функциональными компонентами. Системообразующие фак­торы представлены целями и результатами; условиями функцио­нирования — социально-педагогическими и временными услови­ями; структурными компонентами — управляющей (педагогичес­ким коллективом) и управляемой (ученическим коллективом) системами, содержанием, средствами, формами и методами пе­дагогической деятельности; функциональными компонентами — педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием.

Рассмотрение школы как педагогической системы и объекта управления означает, что управленческая деятельность организа­торов образования, должностных лиц, учителей, учащихся должна быть в равной мере направлена на выработку целей и достижение результата, на создание условий формирования педагогического и ученического коллективов, на отбор содержания и использование разнообразных средств, форм и методов учебно-воспитательной работы. В таком случае управление позволяет сохранять целесооб­разность педагогической системы и продуктивно влиять на обнов­ление составляющих ее компонентов.

Системообразующие факторы педагогической системы. Важней­шим системообразующим фактором, исходным началом функцио­нирования педагогической системы является цель совместной де­ятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопреде­ление и создание условий для саморазвития. Цель школы — сфор­мировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую культуру личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным направлениям учебно-воспита­тельной работы. Одним из признаков эффективного управления является умение руководителей школы, учителей, органов уче­нического самоуправления намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.

Результаты как системообразующий фактор определяются совокупностью наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Проблема интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему РФ
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми. Исследования показывают, что интегрированное обучение может быть эффективным для ...

Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников
Возможности уроков английского языка в формировании коммуникативных навыков у младших школьников чрезвычайно широки. Прежде всего, сформулируем цель обучения иностранному языку младших школьников. Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению н ...

Онтогенез формирования моторной сферы у детей в норме
В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. И. П. Павлов высказывал предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие "центров" речи в обоих полушариях, дает преимущества в интеллектуальном развитии, поскол ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru