Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение учащегося.
Образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Основная функция систематического обучения заключается в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче. В нём выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Их совокупность образует ядро образования и называется обучением.
Обучение - это процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя:
А) Преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Б) Учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
В педагогической литературе принято различать организационные формы обучения (такие как урок, семинар и т.д.) и организационные формы урока. Организационную форму обучения можно определить как взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое определённым, заранее установленным порядком и режимом. К организационным формам урока относятся, в частности, школьные лекции, проблемные уроки, киноуроки, уроки-экскурсии, открытые и закрытые уроки и др.
Важнейшая функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование.
К функциям образования относят: передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализацию личности, особенно молодёжи и её интеграцию в общество; определение статуса личности; социальный отбор (селекция), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодёжь, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникумы, вузы, аспирантура, различные курсы и т.д.); социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.
Педагогические заметки:
Детский фольклор в истории России
«Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х гг. XIX века в журнале "Учитель" появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психологии ребенка. Тогда же началось систематическое собирание на ...
Этапы развития профессионального самосознания и особенности
профориентационной работы педагога дополнительного образования
Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не ...
Практическое исследование поощрения и наказания в образовательном
учреждении
Исследовательская работа проводилась в средней общеобразовательной школе №11 города Тобольска. В эксперименте участвовали учащиеся 6а класса и преподавателей. Среди них 8 девочек и 9 мальчиков. В качестве контрольной группы выступили подростки общеобразовательной школы в количестве 17 человек. Цели ...