Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение.
Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение учащегося.
Образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Основная функция систематического обучения заключается в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче. В нём выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Их совокупность образует ядро образования и называется обучением.
Обучение - это процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя:
А) Преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;
Б) Учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
В педагогической литературе принято различать организационные формы обучения (такие как урок, семинар и т.д.) и организационные формы урока. Организационную форму обучения можно определить как взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое определённым, заранее установленным порядком и режимом. К организационным формам урока относятся, в частности, школьные лекции, проблемные уроки, киноуроки, уроки-экскурсии, открытые и закрытые уроки и др.
Важнейшая функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование.
К функциям образования относят: передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализацию личности, особенно молодёжи и её интеграцию в общество; определение статуса личности; социальный отбор (селекция), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодёжь, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникумы, вузы, аспирантура, различные курсы и т.д.); социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.
Педагогические заметки:
Задача и содержание трудовой деятельности в семье
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком. Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, раци ...
Возрастные особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Любое психологическое исследование должно учитывать социальное происхождение подростка, род занятий и уровень образован ...
Основные мыслительные умения учащихся
Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подх ...