Основные категории педагогики

Информация о педагогике » Педагогика как наука » Основные категории педагогики

Предметом педагогической науки являются три стороны педагогической деятельности - воспитание, образование и обучение.

Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков. Воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение учащегося.

Образование трактуется как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Основная функция систематического обучения заключается в отборе системы знаний и их целенаправленной передаче. В нём выделяют процессы, которые обозначают непосредственно сам акт передачи и усвоения опыта. Их совокупность образует ядро образования и называется обучением.

Обучение - это процесс непосредственной передачи и усвоения опыта поколений во взаимодействии педагога и обучаемого. Оно включает в себя:

А) Преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Б) Учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

В педагогической литературе принято различать организационные формы обучения (такие как урок, семинар и т.д.) и организационные формы урока. Организационную форму обучения можно определить как взаимодействия учителя и учащихся, регулируемое определённым, заранее установленным порядком и режимом. К организационным формам урока относятся, в частности, школьные лекции, проблемные уроки, киноуроки, уроки-экскурсии, открытые и закрытые уроки и др.

Важнейшая функция воспитания - передача новому поколению накопленного человечеством опыта - осуществляется через образование.

К функциям образования относят: передачу (трансляцию) знаний от поколения к поколению и распространения культуры; генерирование и хранение культуры общества; социализацию личности, особенно молодёжи и её интеграцию в общество; определение статуса личности; социальный отбор (селекция), дифференциацию членов общества, в первую очередь молодёжь, благодаря чему обеспечивается воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность; обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодёжи; создание базы знаний для последующего непрерывного образования (техникумы, вузы, аспирантура, различные курсы и т.д.); социокультурные инновации, разработку и создание новых идей и теорий, открытий и изобретений; социальный контроль.

Педагогические заметки:

Система работы по развитию речевых умений посредствам методов проектов
На основе анализа проведенного констатирующего эксперимента нами был разработан план и проведен формирующий эксперимент, который был проведен во время непрерывной преддипломной практики в средней общеобразовательной школы №3 г. Ростова-на-Дону. В эксперименте участвовала группа учащихся 6 «Б» класс ...

Особенности проведения интегрированных уроков биологии и химии в общеобразовательных учреждениях
Сегодня на уроках биологии, кроме классно-урочной формы организации учебного процесса, целесообразно использовать нетрадиционные формы обучения, такие как интегрированные уроки. Они могут применяться при изучении нового материала, при его обобщении и закреплении. Проводятся эти уроки, как правило, ...

Развитие творческих способностей учащихся в инновационных технологиях обучения
Разработка технологии обучения преподавателям это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей. Это и выбор личных предпочтений преподавателя. Практически это постоянная мыслительная поисковая и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru