Развитие исторического сознания школьников во внеклассной работе

Информация о педагогике » Развитие исторического сознания школьников во внеклассной работе

Страница 1

ХХ век подверг серьезному испытанию российское общество. Мы наблюдаем уничтожение таких величайших жизненных ценностей, как человек, его жизнь и здоровье, Родина, патриотизм. Общество, лишенное здоровых ценностей, не сможет существовать. Новая система ценностей российского общества формируется болезненно и противоречиво. Вот почему становление ценностного сознания личности в современной ситуации является одной из наиболее важных и актуальных задач.

Изучение исторического прошлого открывает широкие возможности для формирования ценностных установок. Ученик не просто познает факты, события, процессы и деятельность людей, но и оценивает их с точки зрения своих стремлений, потребностей, интересов, сформированных под воздействием разных жизненных обстоятельств и в ходе предшествующего изучения исторического прошлого. Ценностное отношение человека к историческому опыту отражает такая категория как историческое сознание.

Под историческим сознанием целесообразно понимать ценностное отношение человека к историческому прошлому, систему ориентации в мире под углом зрения истории, способ рационального воспроизведения и оценивания социумом и личностью движения общества во времени.

Как и другие формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру и, согласно И.Я.Лернеру, включает в себя следующие компоненты: систему исторических знаний и представлений; историческое осмысление современных социальных явлений; методологию исторического познания; эмоционально-ценностное отношение к прошлому.

Индивидуальное историческое сознание, являясь результатом приобщения к знанию о прошлом, осмысление прошлого и генерации чувства сопричастности к нему, представляет собой способность (готовность) ребенка ориентироваться в историческом прошлом и использовать его для оценки, анализа современности.

Историческое сознание, как персональный способ ориентации, – это сложное личностное образование, состоящее из следующих компонентов:

Когнитивный (система представлений, взглядов, идей, установок личности в отношении исторического прошлого)

Операционно-деятельностный (система способов познания исторического прошлого)

Ценностно-смысловой (система мотивов, интересов и объектов ценностного отношения человека).

Основными объектами отношений выступают Вселенная, космос, предметный мир, мир общества, мир природы и собственный мир. Основными ценностями являются: Ценность Жизни, Бытия, Добра, Истины, Красоты, Гармонии, Свободы, Природы, Отечества.

Историческое сознание, отражая ценностное отношение человека к историческому опыту, выступает как цель, средство и результат целенаправленного приобщения личности к истории.

П.Г.Постников выделяет следующие уровни исторической образованности как личностного качества:

Уровни

Их характеристика

Базовый

Сформирована научная историческая картина мира

Ученик:

воспроизводит систему ценностей

адекватно реагирует на изменения в учебе, труде, жизни

решает учебные и предметные задачи и на основе полученного опыта ориентируется в системе социокультурных норм и ценностей

Оптимальный

Ученик обладает:

развитой культурой исторического мышления и речи

определенным стилем исторического мышления

устойчивым интересом к историческому опыту

Освоена историческая культура как базовая основа развития

Расширенный

Ученик:

прогнозирует собственное поведение на основе имеющихся норм и ценностей

выстраивает собственную линию поведения в социальной, коммуникативной, жизненной ситуации.

Сформированы личностные социальные, нравственные, гражданские качества

Развиты потребности и механизмы самообразования в области истории

Страницы: 1 2 3 4 5

Педагогические заметки:

Трудности, связанные со смысловым содержанием сообщения
Роль смыслового содержания сообщения для обучения аудированю трудно переоценить. Известно, что именно получение информации является целью рецептивных видов речевой деятельности. Именно желание понять смысл заставляет слушателя мобилизовать внимание, память и всю психическую деятельность, заставляет ...

Анализ работы ДОУ по развитию выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста на занятиях сюжетным рисованием
Проблема развития выразительности детского рисунка в процессе обучения сюжетному рисованию волнует не только научных работников, но и практиков, работающих в дошкольных учреждениях. По данной теме изучен опыт работы О. Сухининой, воспитателя детского сада №1667 ГУВД г. Москва. Дошкольное учреждение ...

Роль межпредметных связей в формировании художественной культуры школьников
Принимая во внимание межпредметные связи, формирование художественной культуры ребенка в школе может проводиться практически на всех уроках. Осо­бое место такому воспитанию отводится на уроках литературы, музыки, труда и изобрази­тельного искусства. На них школьники учатся эстетически воспринимать ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru