Как показывает опыт, огромные возможности для развития исторического сознания имеет внеклассная работа по истории.
Внеклассная работа носит характер внеурочной деятельности. Она осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса.
В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Школьники выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения.
Во внеклассную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры, спорта, медицины и т.д. Если на уроках преобладает в основном познавательная деятельность, то во внеклассной работе доминируют коммуникативные, творческие виды деятельности. В ходе внеклассной работы происходит выдвижение на первый план воспитательных и развивающих целей обучения. Существенным образом меняются ролевые позиции участников образовательного процесса. Из учителей и учеников они часто превращаются в соратников, участников, творцов и изобретателей. Деятельность детей в свободное от уроков время чаще всего носит творческий характер и эмоционально окрашена.
Но, главное достоинство внеурочной (внеклассной) работы, в сравнении с классно-урочной, заключается в том, что она может обеспечить в более полной мере реальную дифференциацию и индивидуализацию обучения.
Внеклассные занятия нужны, прежде всего, школьнику, поскольку удовлетворяют некоторые его важнейшие потребности: потребности в общении, самовыражении и самореализации, признании и уважении.
Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, внеклассная работа может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере. При этом условии внеклассные занятия по истории позволяют школьникам углубить и расширить знания, полученные на уроках, сформировать общеучебные умения и навыки, развить познавательные, коммуникативные и творческие способности, обогатить жизненный опыт и ценностное отношение к историческому прошлому.
Значение внеклассной работы по истории в развитии исторического сознания школьников еще более возрастает, если к ней привлекаются студенты педагогических вузов. Несколько лет студенты I и II курсов исторического факультета НТГСПА, члены общества любителей искусства, музыки, путешествий (ОЛИМП), созданного О.В.Рыжковой, кандидатом исторических наук, работали с учениками эстетического класса гимназии. Школьники, совместно со студентами в начале каждого учебного года, используя прием «мозгового штурма», составляли план работы, куда обязательно включали тематические праздники, исторические вечера.
Готовясь к праздникам, учащиеся посещали занятия кружка «Культура и быт народов Урала», которые вели студенты, ездили совместно со студентами на экскурсии в музеи Н.Тагила, Верхотурья, Екатеринбурга, Москвы, занимались в школьном клубе эрудитов. Праздники и вечера становились кульминацией совместной деятельности и итогом всей предшествующей работы.
Их организация строилась на основе технологии коллективных творческих дел (КТД). Рассмотрим подготовку и проведение внеклассного мероприятия «С днем рождения, Москва!» (праздник на Арбате). Идея праздника, посвященного истории и культуре Москвы, возникла после возвращения ребят из поездки. Школьники и студенты, побывавшие в Кремле, на Красной площади, захотели поделиться тем, что узнали и увидели. Так возникла идея провести сначала заочное путешествие в Московский Кремль. Ребята, побывавшие в столице, помогли одноклассникам совершить воображаемую экскурсию по Кремлю. Они показали иллюстрации самых знаменитых памятников и соборов Кремля, рассказали о них. А завершили экскурсию игрой «Колесо истории». По окончании игры возникло желание провести праздник на Арбате «С днем рождения, Москва!».
Педагогические заметки:
Специфика изучения иностранного языка в младшей школе
На начальной ступени обучения иностранному языку, в 1-4 классе, учащиеся сохраняют еще много из того, что характерно для младшего дошкольного возраста, а именно: у них еще проявляется непроизвольное внимание, т.е. такое внимание, в становлении и поддержании которого весьма незначительна роль волевы ...
Методика разработки электронного учебного пособия по геометрии для 7-8
классов на основе информационного итегратора «Иерархия 2000»
В настоящее время школьный курс математики далеко отстаёт от математики как науки по уровню обобщённости знаний. Если в современной математике уровень обобщённости очень высок, то в школьном курсе математики он пока ещё весьма низок. Его повышение (в разумных пределах) приведёт к повышению информац ...
Учебно-воспитательный коллектив как объект и субъект воспитания
Одна из важнейших его закономерностей и принципов сущности воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллек ...