Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования

Информация о педагогике » Организация деятельности педагога дополнительного образования по проведению профессиональной ориентации школьников » Этапы развития профессионального самосознания и особенности профориентационной работы педагога дополнительного образования

Страница 1

Под профессиональным самосознанием мы подразумеваем систему представлений человека о различных сторонах своей личности в контексте профессиональной деятельности. Разумеется, основной акцент необходимо делать на подростковой и юношеской возрастных группах, но это не значит, что в начальной школе не нужны профориентационные занятия. Этапы становления профессионального самоопределения невозможно рассматривать вне связи с этапами развития направленности личности, поскольку профессиональная направленность если не всегда отражает, то, по крайней мере, взаимосвязана с доминирующей направленностью личности учащегося. Под направленностью личности мы будем понимать систему мотивов личности, ориентирующих ее в социальном мире. Если мы будем проводить профориентационные занятия, не учитывая уровень развития личности наших учеников, то эта работа впустую.

Воспользуемся классификацией уровней направленности личности, предложенной Е.И. Роговым, чтобы показать, как направленность личности учащегося может определять его профессиональный выбор.

· Влечение – самый низший уровень развития личности, представляет собой биологическую форму направленности. Если у учащегося преобладает именно этот уровень, то он регулируется только кратковременными мотивами, связанными с базовыми физиологическими потребностями: отдых, еда, половое влечение, смена впечатлений и другое. Для таких учащихся выбор профессии является чем-то «не клевым», хотя они умом-то понимают, что «вообще надо где-то работать», но специально думать об этом не хотят. В профессии привлекают, прежде всего, несущественные для процесса стороны: служебная форма, заработок, возможность получения новых внешних впечатлений.

· Желание – это осознанная потребность, осознанное влечение к чему-либо. Курт Левин называл этот уровень направленности квази-потребностью, то есть, преломленной потребностью. На этом уровне развития школьник уже может сформулировать свои профессиональные цели, но они не отличаются устойчивостью. Для учащихся, находящихся на этом уровне личностного развития, важно организовывать профориентационные занятия, направленные на самопознание, включающие небольшие анкеты, работу в парах, обсуждение ситуаций, связанных с профессией. Этот уровень является обычным для учащихся 6–7-х классов.

· Стремления и интересы. Этот уровень связан с волевым компонентом. Профессиональное стремление – это достаточно устойчивое желание реализовать свои актуальные потребности с помощью определенной будущей профессии. Такие стремления выглядят смешными и инфантильными, но являются необходимым этапом для развития профессионального самосознания («быть машинистом, чтобы чаще ездить к бабушке с дедушкой»). А интерес – это уже устойчивая познавательная активность, проявляющаяся в планомерном освоении деятельности, связанной с будущей профессией (кружки, секции, клубы, дополнительные занятия). Эти учащиеся заинтересованы в изучении содержания будущей профессии, направлениях профессионального роста. И для них занятия и консультации будут носить более прикладной и менее личностный аспект. Как показывают исследования, выпускники школ в своем личностном развитии достигают уровня интересов, хотя, при определенной организации учебно-производственной практики, некоторые из них могут «выйти» на более высокие уровни – уровни склонности и идеалов.

· Склонности и идеалы. Профессиональная склонность проявляется в устойчивом самостоятельном освоении учащимся различных сторон профессии, а если у личности школьника есть человек, на которого в освоении профессии он равняется, изучает его работу, то тогда мы можем говорить об уровне профессионального идеала. Такие школьники уже сделали свой профессиональный выбор, поэтому для них неактуальны профориентационные занятия.

Страницы: 1 2 3

Педагогические заметки:

Характеристика и особенности системы Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова
По мнению В.В. Давыдова в современных условиях в младшем школьном возрасте можно решать специфические образовательные задачи при условии развития у учащихся абстрактно-теоретического мышления и произвольного управления поведением. Традиционное начальное образование не обеспечивает полноценного разв ...

Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет
Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время – экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обо ...

Дидактика и ее основные категории
Дидактика (от греч. didaktikos — поучающий и didasko — изучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогич ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru