Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам

Страница 2

При изучении простой двух - и трехчастной формах возможно использовать иллюстрации. Предложить детям подобрать иллюстрацию к данному произведению или же предложить выбрать подходящие из предложенных учителем.

Освоение формы вариаций может происходить в различных видах музыкальной деятельности учащихся. Например, раскрыть принцип построения вариаций помогут выразительные движения, сопровождающие исполнение музыки русской народной песни (возможно в жанре хороводной, которая строится по принципу вариаций). Также усвоить форму и принципы строения возможно в творческой деятельности учащихся. Одним из таких заданий может быть сочинение ритмического аккомпанемента к знакомой мелодии.

Лучшему восприятию развития музыкального образа произведения помогает графическая запись. Например, план развития образа в простой трехчастной форме может быть изображен так:

А так может быть изображена форма рондо:

Для изображения формы вариаций используется последовательность фигурок, одинаковых по форме, но разных по цвету. В качестве домашнего задания можно предложить нарисовать простые рисунки, в которых бы боли отражены принципы формы вариации. Будут ли это абстрактные изображения или же изображения живой природы (например, одно и тоже дерево, но в одном случае с зелеными листьями, в другом с желтыми, в третьем без листьев и т.д.) дело творчества самих учащихся. Используя абстрактное изображение по аналогии с вариационной формой, задание может быть усложнено следующим образом. Отразить в рисунке цветовую гамму, характер линий музыкального произведения. Цвет в данном случае отображает эмоциональную сторону. А линия особенности мелодического движения.

Изучение произведений крупной формы на урок музыки связано с определенными трудностями. Прежде всего это временные рамки. Прослушивание даже одного произведения занимает много времени на уроки, и весь материал не может быть охвачен. Знакомство с произведениями крупной формы необходимо проводить во внеурочное время. Это может быть посещение концертов, музыкальные гостиные, классные часы. На уроке же важно познакомить учащихся с основными частями, построениями таких форм.

Для усвоения крупной формы необходимо первоначально усвоить музыкальный синтаксис. Для этого, возможно, использовать самые различные приемы, направленные на формирование представлений о музыкальном синтаксисе. Вот некоторые из них:

При ходьбе по кругу (держась за руки) ребята изменяют направление движения на каждую музыкальную фразу. Это задание сначала исполняется вместе с учителем под его пение, а потом под музыкальное сопровождение, но без подсказки педагога.

Дети сидят, образуя круг. Вызванный ученик двигается с каким либо предметом под музыку внутри круга. В конце фразы он передает мяч следующему ребенку.

Ученик рисует на доске (или воображаемой доске)"кривую" фразы из звучащего музыкального фрагмента. Важно, чтобы движения ученика соответствовали темпу, характеру музыки.

На доске или бумаге графически изображены схемы музыкальных фрагментов, которые будут исполнены детьми. Они внимательно слушают музыку и выбирают к каждой пьесе соответствующую схему, а затем придумывают свою танцевальную импровизацию

Как уже отмечалось ранее, огромное значение имеет творческая и исполнительская деятельность на уроках музыки, активизирующая и углубляющая восприятие музыки. Специальные педагогические исследования показали, что чувство музыкальной формы (чувство целого) наиболее активно формируется у детей в инструментальном сотворчестве. Развитие у учащихся чувства музыкальной в процессе игры на простейших инструментах целесообразно строить на основе наблюдений за развитием элементов музыкального языка.

Развитие чувства музыкальной формы осуществляется в определенной последовательности.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Образование как социокультурный феномен. Ценностные приоритеты образования
Любое общество существует лишь при условии, что его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения, обус­ловленным конкретными природными и социально-историчес­кими условиями. Человек становится личностью в процессе со­циализации, благодаря которой он обретает способность выпол­нять соци ...

Разработка документов письменного инструктирования
Инструменты письменного инструктирования на уроках производственного обучения применяются карточки письменного инструктирования и контроля знаний во время вводного инструктажа и выполнения учащимися практического задания. Учащиеся могут вспомнить по карточкам содержание вводного инструктажа, не при ...

Методические рекомендации по организации педагогических условий самореализации учащихся в музыкальной деятельности
В соответствии с выявленными особенностями осуществления самореализации учащихся в музыкальной деятельности, действие данного процесса выражается в переводе репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской активности школьников в творческую посредством применения творчески-ориентированных фо ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru