Методы и приемы, направленные на освоение тезауруса по музыкальным формам

Страница 1

Музыка воздействует благодаря целому комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.

Освоение простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности возможно только через восприятие музыкальных произведений. Освоение тезауруса, как понятийного словаря (заучивание, запоминание терминов и определений) без поры на музыкальный материал не дает представления о самих явлениях. Учащий должен уметь применять тезаурус на практике, а не только знать его теоретически, хотя и это тоже имеет значение." В основе же восприятия музыки лежит умение мыслить, воспринимать музыку как членораздельную речь. Важным условием развития умения мыслить, по убеждению Б.Л. Яворского, является непосредственное эмоциональное восприятие. Лишь после него можно переходить к детальному разбору произведения".

Освоение понятийного аппарата по музыкальным формам способствует более тонкому и глубокому музыкальному восприятию, а следовательно и пониманию содержания не только на эмоциональном уровне, но и на смысловом, содержательном. При этом необходимо использовать доступную для ребенка терминологию. Важным условием для этого является поэтапное, постепенное освоение тезауруса.

На начальном этапе (в младших классах) понимание содержания произведения и средств выразительности начинается с осмысления жанровых особенностей музыкальных произведений. Происходит первое знакомство с терминами относительно средств выразительности. Постепенно накапливается слуховой опыт, музыкальный "багаж". После осознания жанровых особенностей произведений, происходит понимание выразительности и изобразительности в музыке. После этого начинается ознакомление учащихся с элементами музыкального языка, их выразительной сущностью. Теперь их знания углубляются, расширяются, пополняются новыми понятиями. Так обучение в младших классах должно подготавливать хорошую "базу" для дальнейшего расширения и усвоения тезауруса в средних классах. Знакомясь с музыкой разных народов "…ребята должны прийти к выводу о том, что чувствовать и понимать музыку разных народов можно, только освоив их музыкальный язык…" Очень важным, ключевым понятием должно стать то, что музыка - это язык.

Ядром музыкальной мысли является интонация. Представление школьников о музыкальной интонации происходит через сравнение с речевой интонацией. Так, одно и тоже слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Необходимо чтобы школьники ощущали и осознавали выразительное и изобразительное содержание музыкальной интонации, ее изменение в развитии образа. Для усвоения понятия интонация, для более яркого ощущения ее выразительности необходимо чтобы учащиеся "прочувствовали" ее "изнутри". Для этого предлагается использовать следующие упражнения:

проговорить слово, предложение с разной интонацией. Это может быть интонация радости, скорби, ожидания, возмущения, жалобы и т.д. Учащийся может сам выбрать интонацию и тогда другие учащиеся должны ее определить и назвать, или учитель предложит интонацию и учащийся будет должен ее произнести.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся разучить с разной интонацией одно небольшое стихотворение.

Также выразительность интонации школьники ярче прочувствуют пропевая мелодию и исполняя ее ритмический рисунок на ударных инструментах. После такого разучивания интонации учащимся следует предложить послушать всю тему или произведение, если оно небольшое.

Первые представления о теме ассоциируются у ребят с целостным выражением музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создает один музыкальный образ.

Страницы: 1 2 3 4

Педагогические заметки:

Исследование причин утомляемости современных младших школьников
школьник эмоциональный интеллект утомляемость В настоящее время объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а учебная нагрузка постоянно возрастает. Уже в начальной школе многие детишки начинают изучать по два иностранных языка, историю, э ...

Методика развития общей выносливости учащихся 6-х классов общеобразовательной школы
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяется содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий. Высокая активность и сознательная работа учащихся на уроке достига ...

Система развития познавательного интереса учащихся к урокам русского языка с использованием наглядности
Стратегия развития ПИ к урокам русского языка в том, чтобы поддерживать необходимую для них эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока русского языка. Именно умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия позволяют достичь определённого результата в проце ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.faireducation.ru